ПМК приказали долго житьПостановлением Совета Министров
от 28 ноября 2017 года №899 внесены корректировки в государственную программу «Строительство жилья»
на 2016—2020 годы
В пятилетке планируется ввод в эксплуатацию БелАЭС и увеличение выработки электроэнергии. Госпрограмма «Строительство жилья» предполагает разработку в 2017—2018 годах проектной документации по жилым домам, которые комплексно используют расширенное потребление этого ресурса, с одновременным развитием инфраструктуры по обеспечению электроэнергией строящегося жилья. Также для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил и членов их семей предусматривается строительство жилых помещений коммерческого использования государственного жилфонда в 2018—2020 годах. Кроме того, документом в структуру косвенных расходов местных бюджетов по подпрограмме возведения жилых домов включены расходы по обслуживанию и погашению льготных кредитов, полученных сельскохозяйственными организациями на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых домов (квартир), реконструкцию объектов под жилые помещения, по которым осуществлен перевод долга на местные исполнительные и распорядительные органы.
Так охарактеризовал ситуацию двухлетней давности, когда объемы работ резко упали, на зарплату с трудом наскребали и приходилось идти на непопулярные меры, чтобы выжить, заместитель генерального директора объединения «Брестоблсельстрой» Андрей ГЕРАСИМЧУК.
В начале 2010-х организация была крупнейшей в сельском строительстве Беларуси — 15 тысяч человек. Сейчас осталось менее 5 тысяч. Сокращали не только людей в подразделениях, но и целые предприятия.
В Барановичах ликвидировали три, в Пинске из трех осталось одно, Кобрине — из двух одно. Если ПМК закрывались, людей распределяли по другим. Некоторые уходили на пенсию, иные увольнялись сами из-за низких заработков. Технику нередко продавали за долги. Здания и сооружения тоже выставлялись на продажу, но их особо никто не хотел покупать.
Оставшимся тоже пришлось нелегко. Поскольку заказов было мало, а строительных организаций много, в тендерной борьбе вынуждены были сильно снижать цены. В результате рентабельность падала до нуля, полностью вымывались оборотные средства, стала невозможной модернизация предприятий.
Правда, сейчас, по словам Андрея Герасимчука, появился небольшой оптимизм. Организаций стало меньше, уже не надо демпинговать в тендерах. Это позволяет больше платить людям, какие-то средства остаются на обновление технической базы.
Значительно меньше возводится индивидуальных домов на селе. Пришлось сосредоточиться на многоквартирных в райцентрах. В этом году объединение сдает их в Дрогичине, Ивацевичах, Каменце. В связи с тем, что усилились требования к качеству и сохранности кормов, больше заказов на возведение сенажных и силосных траншей. Выручает и то, что пару лет назад организовали филиал в Смоленской области, зарабатывают деньги на экспорте строительных услуг.
Резкое снижение загруженности почувствовали все сельские строители. Поэтому, например, «Могилевоблсельстрой», где за 10 месяцев объемы СМР упали на 5 процентов к прошлому году, тоже оптимизирует персонал. Год назад было 3900 работников, сейчас — 3440. Закрыли ПМК в Горках. Правда, людей на улицу не выбросили, а распределили между другими организациями. Сейчас в Климовичах идет ликвидация ДСПМК-9.
На большинстве предприятий люди загружены полностью. Лишь в некоторых аппарату управления для экономии средств установлен неполный рабочий день или неполная неделя. С наступлением зимы, полагает начальник отдела экономики Нина Копанцова, объемы работ существенно уменьшатся. Придется отправлять людей в отпуска за свой счет.
С 4,5 тысячи до 3,5 тысячи уменьшилось за три года количество работников в «Гроднооблсельстрое». Но львиную долю строительных организаций удалось сохранить, лишь Свислочскую ПМК присоединили к Мостовской. Объемы работ на селе остались малыми. Чтобы выжить, гродненцы берутся за любую работу. Например, реставрировали трапезную в Жировичском монастыре.
Наиболее сильно проблемы отрасли отразились на «Витебск- облсельстрое». У него не осталось ни одной ПМК в райцентрах, все их передали в распоряжение райисполкомов. Пару лет назад с дочерними предприятиями общая численность работников была полторы тысячи, сейчас осталось около 300, которые трудятся на головном предприятии и в проектном институте.
На селе «Витебскоблсельстрой» ничего не строит. Берется за любую работу, в основном это жилье в райцентрах или прокладка улиц в Витебске.
На Гомельщине облсельстрой вообще ликвидирован давно, подразделения разбросаны по различным трестам. Некоторые пробуют выживать в одиночку. У ОАО «Лельчицкая ПМК-103» долгие годы это получалось неплохо. Но два последних года радости не приносят. В 2016-м объем СМР был лишь 3,3 миллиона рублей — 44 процента к предыдущему году. Нынче наметился относительный прогресс. К 31 декабря показатель ожидается на уровне 4,4 миллиона. Заместитель директора по экономике Любовь Приходько связывает это с тем, что предприятие стало активнее осваивать рынки других районов. Лельчицкие строители поехали в Лоев, Брагин, Житковичи. Возводили объекты к областным «Дажынкам». Но финансовое состояние пока не радует: в прошлом году были убытки, в 2017-м с трудом выйдут на нулевую рентабельность.
Хотя трудности затронули и «Минскоблсельстрой», однако его потери на фоне других выглядят относительно не такими тяжелыми. Да, объемы строительно-монтажных работ уменьшились. Пришлось объединить несколько ПМК. По словам заместителя председателя Комитета по архитектуре и строительству Минского облисполкома Алексея Быкова, общий объем строительных работ за три квартала по области остался на прошлогоднем уровне. В этом заслуга и сельских строителей.
Василий ГЕДРОЙЦ
gedroiz@sb.by
А Маврину не нужен берег российский
Без малого 20 лет в Витебском районе в стройбизнесе работает Андрей МАВРИН. И он уверен, что затишье в строительстве – явление временное. Перспективы для тех, кто хочет трудиться, очевидны. Главное, не опускать руки, тем более когда делу посвящена вся жизнь.
На Витебщину Андрей Маврин приехал в 1991 году из Прибалтийского военного округа по долгу службы. Его, военного инженера, вместе с другими специалистами направили строить жилье для военных отставников. С тех пор он и прикипел душой к этим краям, так же как и к людям. Да и после распада Союза возвращаться в ставшую чужой страну желанием не горел. Решил осесть в поселке Октябрьском. После увольнения в запас продолжил заниматься любимым делом, только работать стал уже на себя.
Еще в конце 1990-х оформился индивидуальным предпринимателем, взял в команду двух трудолюбивых компаньонов, и начали предлагать услуги по ремонту зданий. Качеством и оперативностью работ в короткое время зарекомендовали себя как профессионалы высокого класса, прирастая новыми клиентами.
Среди них – Белорусская железная дорога. Первый серьезный заказ – реконструкция станции Богушевская, затем был ремонт вокзала в агрогородке Бычиха Городокского района.
Заняв крепкие позиции на рынке, Андрей Васильевич учредил фирму «Стройгамма», пик востребованности которой пришелся на 2007–2009 годы. Андрей Маврин вспоминает:
— Как раз началась реализация Госпрограммы возрождения и развития села. Заказы посыпались как из рога изобилия. На руку сыграла география, близость к областному центру. И власть оказала нам большое доверие. Начинали с серьезных объектов. Благодаря строителям Маврина заиграли новыми красками здания райисполкома, райсельхозпрода, отдела образования, сельисполкомов, объекты социального назначения в агрогородках. Среди знаковых заказов – районный Дом культуры в агрогородке Новка.
Этот год по части заказов, как признался директор, был самым сложным. Строители на рекламу не размениваются. Андрей Маврин уточняет:
— Лучшая реклама – качественная работа. За последние 10 лет мы сделали себе имя, и сейчас оно работает на нас. Затишье в отрасли, конечно, ощутимо, но с кадрами проблем нет. В среднем строители, а их у нас 15 человек, зарабатывают от 700 до 1000 рублей. При необходимости добираю договорников. У нас все работают по призванию. Например, маляр-штукатур Валентина Никонорова много лет предана фирме и делится своими умениями с новичками. Не у всей молодежи, которая приходит, есть терпение и желание трудиться и совершенствоваться в профессии: хотят все и сразу. Такие, как правило, не задерживаются. А мы и не держим, ведь успех коллектива во многом определяется психологическим климатом внутри него. У нас он теплый, дружелюбный и комфортный.
За последние годы ряды строителей Витебщины ощутимо поредели. Начальник отдела строительного комплекса и материальных ресурсов Комитета по архитектуре и строительству облисполкома Дмитрий Образов детализировал ситуацию:
— Если еще лет пять назад было около 800 строительных организаций разной формы собственности, сегодня около 600. Из 33 тысяч человек, занятых в отрасли, осталось 18 тысяч. В основном ушли частники, ведь загруженность стройорганизаций около 80 процентов. Остались самые крепкие. В сельской местности частников чаще привлекают субподрядчиками на строительство жилья. По-прежнему в связи с дефицитом работы актуален отток кадров на российские стройки. Для строительства характерна цикличность развития. Сейчас спад, но в ближайшие годы ситуация должна стабилизироваться.
Андрей ЗАХАРОВ
andryxxxz@gmail.com
Хозспособ предпочитают самые богатые
Крепкие хозяйства Брестчины, модернизируя производство, ставят на собственных специалистов. Вот и директор ОАО «Песковское» Березовского района Владимир Панасюк подчеркивает, что зернохранилище на 8 тысяч тонн зерна, которое лет пять назад вводили в строй, очень существенно удешевил хозспособ.
В «Песковском», пожалуй, нет объекта, в возведении или модернизации которого не участвовали бы свои строители. Молочно-товарные комплексы «Пески», «Войтешин», машинный двор и ремонтно-технические мастерские — это вполне современные производства, доведенные до ума собственными силами.
Несколько лет назад хозяйство взяло под крыло проблемный Ольшевский племптицезавод. Пришлось проводить глубокую модернизацию, чтобы сохранить его мощности. Некоторые здания перестраивали, другие начинали с нуля, монтировали оборудование. Реконструкцию делали с таким расчетом, чтобы готовую продукцию поставлять не только на внутренний, но и на внешние рынки. Учли ветеринарные требования, модернизировали цех убоя, установив современные линии. В цехе разделки все обустраивали с нуля.
Главный экономист сельхозпредприятия Дмитрий Трутько показывает мне молочно-товарный комплекс «Войтешин». Его тоже строили хозспособом, что как минимум на треть снизило стоимость работ. Текущий ремонт проводят только свои специалисты. В команде прораба Дмитрия Навросюка около 20 человек. Каменщики, монтажники, плотники-бетонщики, столяры, плиточники — все востребованных в строительстве профессий. Многие — универсалы, что очень актуально для сельской местности.
В бригаде энергетиков, возглавляемой Александром Новиком, 14 специалистов. Они не только обслуживают оборудование, но и сами монтируют его. Дмитрий Трутько рассказывает, что раньше для этих работ привлекали работников других организаций. На последних введенных в строй объектах — доильном зале МТК «Пески» и родильном отделении МТК «Войтешин» — всю начинку монтировали свои электрики. Функционирует она без малейших накладок. В случае необходимости свои же наладчики готовы обслужить оборудование.
Плотник-бетонщик Иван Жур участвовал в строительстве комплекса «Войтешин». Сейчас там трудится его супруга Валентина — один из лучших операторов машинного доения. Недавно за многолетний старательный труд ее наградили почетной грамотой Березовского районного Совета депутатов. Валентина Васильевна скромно подмечает, что благодаря строителям условия работы на ферме прекрасные. Наверное, поэтому у животноводов все получается.
ПРИ возведении и ремонте производственных объектов, строительстве жилья на своих специалистов делает ставку все больше хозяйств Брестчины. В Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома рассказали, что кроме ОАО «Песковское» первопроходцами в этом плане можно по праву считать пружанское ОАО «Мурава», барановичское ОАО «Крошин», ивановское ОАО «Снитово» и другие хозяйства. Стройбригады обеспечены не только необходимым инструментом, материалами, но и спецтехникой, которая эксплуатируется с солидной нагрузкой. Заметим, хозспособ используют далеко не самые бедные хозяйства. Словом, те, кто имеет деньги, предпочитает тратить их рационально, чтобы каждый вложенный в производство рубль давал максимальную отдачу.
Александр КУРЕЦ
kurec.a@mail.ru
Фото автора
Устаревший проект в тощем портфеле
Говорят, состояние экономики определяется тем, с какой скоростью движутся подъемные краны от одного стройобъекта к другому. Мол, есть деньги – этажи растут быстро. Хотя всегда были и будут компании, которые себя плохо чувствовали, в кризис их становится больше. Если в тучные годы рынок «переваривает» любой объект, построенный как попало и где попало, то при заметном сокращении стройплощадок надо тщательно просчитывать экономику проекта, особенно на выходе. Заказчик привередлив, и некоторые требования могут оказаться элементарно не по зубам строителям.
В СЛУЦКОЙ ПМК-225 — дочернем предприятии УП «Минскоблсельстрой» — один из специалистов производственного отдела ежедневно мониторит тендеры, подробно знакомится с условиями, выдвинутыми заказчиком, анализирует, сможет ли колонна их выполнить. Это не означает, что стройорганизация выбирает лишь лакомые кусочки, за счет которых неплохо живет, не стремясь к новшествам, всегда несущим в себе определенные риски. Например, 80-квартирный дом по улице Борисовца в Слуцке стал первым в методе крупнопанельного домостроения, которое начали осваивать в ПМК-225 и в «Минскоблсельстрое» вообще.
Решиться на этот опыт заставила ситуация. Начало нового рабочего года, а объемов под полную загрузку не хватает. При этом рядом со строительными организациями Слуцка возводил жилье из панелей и Солигорский домостроительный комбинат, и у него на то время не хватало мощностей, чтобы взяться сразу за все объекты. Этой ситуацией воспользовался руководитель ПМК-225 Андрей Янович. И хотя в мехколонне до этого не занимались крупнопанельным домостроением, имели довольно богатый опыт по монтажу железобетонных конструкций для животноводческих помещений. Но ведь это все-таки дом, а не МТФ. Словом, сформировали бригады монтажников, отправили их поучиться и приступили к делу.
У слуцких строителей те же проблемы, что и у всей отрасли, но ПМК-225 работает с прибылью. Более эффективное использование рабочего времени, лучшая организация труда, сокращение, а то и избавление от затрат на вынужденные простои, хорошее техническое оснащение, ведущий экономист Ирина Лещенко указывает, на чем экономят и как выходят на рентабельную работу:
— Немаловажно и кто руководит предприятием, и кто на нем работает. Андрей Янович талантливый управленец и производственник. У нас собраны квалифицированные специалисты, берем только с испытательным сроком, и хоть зарплата, как и у других организаций, не столь высокая, опытные работники знают, что надо переждать. А «летчики» уже сами отсеялись.
Вообще, торги, которые, конечно, никто не отменит, коварная вещь. Во имя победы в тендере некоторые строители идут на значительное снижение стоимости возведения объекта. Фактически в цену закладывается только себестоимость услуг, чтобы занять штат и остаться на рынке. Все это сказывается и на прибыли предприятия, и на зарплатах рабочих.
Например, чтобы получить подряд на детский сад в Столбцах, местная ПМК-233 пошла на снижение стоимости работ на 900 тысяч рублей, или на 16 процентов. Резервы видели в выгодной логистике, экономии командировочных и разъездных. Но все равно убытков наработали на 300 тысяч рублей. Причем несоответствие затрат и расценок было заложено уже в самом проекте. Проектно-сметная документация 2015 года (столько она ждала своего часа) устарела, тогда расценки были совершенно другими, а заказчику фиолетово, что у подрядчика не сойдется дебет с кредитом, мол, сами впряглись – сами и разбирайтесь. Удорожать бюджетный объект никто не позволит, вот и взяла организация на себя убытки. Вновь назначенный директор ПМК-233 Дмитрий Печора подсчитал, что если в 2011 году заказчик брал на себя от 29 до 32 процентов затрат, то в связи с торгами в последующие годы четко прослеживалось сокращение такого «солидарного участия» до 8—10 процентов.
В такой ситуации оказываются многие стройфирмы, которые вынуждены не платить командировочные и разъездные, идти на снижение зарплаты. В ПМК-233 в квартал выходит 500 тысяч рублей только накладных расходов – земельный налог, содержание производственной базы и конторы, аппарата и так далее.
Ну и главная причина плачевного состояния отрасли – тощий портфель заказов.
Крупнейшее строительное предприятие Смолевичского района ЗАО «ПМК-228» оснащено современной техникой и оборудованием. Директор Виктор Федотов считает, что выживают в нынешних условиях за счет разных работ, ни от чего не отказываются:
— Начиная от села и до инфраструктуры Смолевичей, от мелкого до большого. Объем выполненных работ к прошлому году составляет 140 процентов. Среди крупных объектов — полигон бытовых отходов, 60-квартирный дом в Смолевичах. Вводим кинотеатр «Родина», переоборудованный под молодежный центр. Еще одно наше преимущество, что строим в границах района. Поэтому складывается хорошая логистика и оптимальная маневренность, ведь все объекты равноудаленные. Предприятие фактически автономное – свои бетонный узел, пилорама, столярный цех, много специализированной техники, карьер. В этом тоже наш плюс.
На рынке сегодня переизбыток фирм разных специализаций и квалификаций. В современных реалиях нужно быть не критичным, а мобильным, понимают строители: раньше заказчики приходили к ним в офис и ждали очереди, а теперь их надо искать. В этом есть свои плюсы, создается конкуренция. Кто не сможет правильно построить работу, утонет, но потребитель по итогу только выиграет.
Все игроки этого рынка, не сговариваясь, признают и наличие системных проблем. Возобновить рост сектора, по мнению экспертов, помогут новые ипотечные программы, приток инвестиций, создание стимулов для привлечения частных организаций, льготное предоставление земли.
Елена КЛИМОВИЧ
klimovich@sb.by