На встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Александр Лукашенко напомнил, что в стране созданы условия, научные школы, интеллектуальный потенциал сегодня бережем как зеницу ока. «Поэтому мы все — абитуриенты, студенты, их родители, наши предприятия и организации, да и я в том числе, — вправе ожидать отдачи, — сказал Глава государства. — Девиз Года качества озвучен: мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить. То есть поднимаем планку требований к себе и честно признаем, где недоработали». Шла речь также о метаниях молодежи за границу и назад, которых быть не должно. А почему это — краеугольный камень, когда речь идет о будущем страны, о качестве и конкуренции на рынках, можно объяснить на самых простых примерах.
Вот хлеб. Точнее, булка. Недавно в одной из соцсетей миллионы просмотров и лайков собрал ролик о батоне Березовского комбината кооперативной промышленности. В нем блогер сминает руками батон «Заречный», а тот довольно быстро принимает изначальную форму. Наблюдение: местная газета узнала секрет этого хлебобулочного изделия и рассказала читателям. Но и упрекнула хайповщика: мол, как так можно с хлебом, никакого уважения! В этом — вся суть нашего мудрого народа: уважение к труду и куску хлеба, который даже на секундочку мять нельзя. А вот зарубежные писаки, ухватившись за эту новость, гнались за хайпом и сенсацией. Искали секретный ингредиент, муку с повышенным содержанием клейковины. И совершенно проморгали скромную фразу: «Некоторые секреты пекари раскрывать не стали».
Как этот пример относится к разговору об образовании? Очень просто: чтобы конкурировать на рынках, белорусам и в хлебопекарном деле, и в других занятиях приходится проявлять незаурядное мастерство. Оно передается и в вузах, и в ссузах, и непосредственно на производстве от мастера к мастеру. И постигает его тот молодой человек, который идет к своей цели по всем ступенькам и не мечется в поисках самого сладкого куска.
Ведь в чем еще проявляется конкурентное преимущество продукции, сделанной по белорусским технологиям? Естественно, в цене. Многие измеряют качество жизни стоимостью бензина, не зря европейские фермеры митингуют из‑за повышения цен на него. А я напомню о недавно опубликованном рейтинге ценников на молоко. Аналитический сервис Numbeo ранжировал страны по доступности этого продукта. Беларусь оказалась в лидерах — на третьем месте. Самое дешевое молоко в Тунисе. Там за литр в среднем просят 0,46 доллара. Второе место у Ирана, где молоко обходится примерно в 0,64 доллара. Украинцы же платят 1,01 доллара за литр, а на Тайване — более 3 долларов. Доступные молочные продукты, к тому же качественные, — большое подспорье для большинства семей у нас в стране. И естественно, доход для страны от экспорта, ведь белорусское качество ценится повсеместно. В той же соцсети популярен ролик, где американка пробует белорусскую сгущенку и местную, больше похожую на липкий крем. Чему, как вы думаете, она отдает предпочтение?
Ни сгущенкой, ни медом не намазаны заграничные пенаты. Те же информационные ресурсы беглых полны слезливых историй. К примеру, таких: «Белорусы работали на белорусов за еду и одежду в подпольном автосервисе в Испании. Не были оформлены официально, жили в этом же помещении». За кусок чужого хлеба вчерашние юристки идут мыть полы и ухаживать за стариками, инженеры с трудом устраиваются в булочные. Их прекрасное образование зачастую не идет на пользу чужой стране, ведь ей нужна низкосортная обслуга.
Но самое обидное — западная пропаганда прочно сумела вбить в сознание многих молодых постулаты о том, что за кордоном молочные реки слаще. Я вам приведу любопытный пример, когда отрезвление на этот счет приходит к самим жителям «счастливых стран». Так, хозяин одной торговой сети в странах Балтии на днях обвинил через СМИ другие магазины в том, что они заманивают людей фальшивыми рекламными кампаниями. А на деле «дешевые» товары очень быстро заканчиваются, а корзина стоит намного дороже, чем в его сети. Замануха и фейк? Но у вас так принято! Быстро лопаются и мыльные пузыри тех, кто бежит на Запад в поисках легкой и приятной жизни, — она оказывается для большинства очередным фейком пропаганды.
Раньше Соединенные Штаты могли вести две крупные войны одновременно. И был момент, когда они долгое время вели одновременно тяжелую войну в Афганистане и такую же в Ираке. Вообразите, сколько это стоило! А сегодня они не в состоянии вести даже одну такую войну. То есть сегодня это уже однозначно не те США, что были раньше.
И наш Президент не зря обратился к участникам встречи совета ректоров с такими словами: «Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, — Прибалтику, Украину и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? Понятно: для тех стран, на чьи подачки живут. Вот такая национальная идея. Это не наш путь».
Между тем это они продолжают приезжать к нам и удивляться качеству продукции: больше 26 тысяч граждан ЕС прорвались через все чинимые им властями препоны и въехали без виз с начала года. Пусть едут, пусть учатся у нас, а не наоборот.