Роман ГОЛОВЧЕНКО во время посещения предприятия.
Разговор о развитии электротранспорта начался прямо в цехах ведущего производителя наземного городского электрического транспорта в странах СНГ. Премьер-министр ознакомился со всей линейкой электротранспорта, выпускаемого в холдинге, побывал в кабине управления первого полностью низкопольного односекционного трамвая, проехал в электробусе и оценил ход грузового электромобиля серии Vitovt.
Уже во время совещания Роман Головченко напомнил, что в стране третий год реализуются мероприятия комплексной программы развития электротранспорта на 2021—2025 годы.
— Судя по отчетам исполнителей мероприятий, программа выполняется в соответствии с графиками, — отметил глава Правительства. — Сегодня я бы хотел обсудить один из ключевых вопросов — перспективы и реальные сроки создания отечественного легкового электромобиля. Такая задача поставлена Президентом страны. По этому направлению сделано много предварительной работы, но нужно окончательно определиться по форме выхода непосредственно легковых электромобилей.
Премьер-министр считает, что в производстве грузового и пассажирского транспорта есть существенные результаты. По части легкового электротранспорта проделана большая научно-исследовательская работа, создано много элементов.
— Необходимо все это собрать вместе и выйти на концептуальное решение по созданию собственного электромобиля, — подчеркнул Роман Головченко.
Вопросы на совещании рассматривались по блокам: что сделали наука и промышленность, что сделано по зарядной инфраструктуре.
— Эти блоки являются единым непрерывным комплексом, без тесной увязки между собой отдельные элементы не дадут эффекта для страны. Поэтому вопрос предлагаю рассматривать через эту призму, — подчеркнул Премьер-министр, добавив, что государственным органом, который отвечает за увязку всех элементов программы, определен Минпром — как ответственный заказчик программы.
Стоит отметить, что белорусская электротехника пользуется спросом во всех регионах России, а также Казахстане. По словам генерального директора ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Тараса Мурога, особо популярны троллейбусы с увеличенным автономным ходом и электробусы:
— За 2022-й мы внедрили новый суперзарядный комплекс. Он уникален для всего мира. В нем есть пантограф для зарядки электробусов. Думаю, что за этим будущее. Контрактами у нас полностью обеспечены 3/4 года, ведутся переговоры по четвертому кварталу. Спрос на технику высокий. Для себя поставили цель: в 2023-м выпустить 300 единиц техники, темп роста — 160 процентов к уровню прошлого года.
Он рассказал, что 2022-й был для предприятия непростым. В связи с введенными санкциями пришлось отказаться от европейских комплектаций, искать альтернативу. Так появилась идея создать антисанкционный электробус, в котором не будет элементов из недружественных стран.
statkevich@sb.by