Именно под таким брендом советует нам продавать говядину на их рынке владелец крупнейшей китайской корпорации
О ПОТЕНЦИАЛЕ наших продуктов питания и росте конкуренции на мясном рынке говорили на II Экспортном форуме «Беларусь мясная» в Минске.
Дискуссия получилась интересной и острой. В числе спикеров, кроме министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида ЗАЙЦА, его заместителей и топ-менеджеров Минсельхозпрода, засветились такие персоны, как владелец крупной мировой корпорации Rastelli Foods Group Энтони Растелли, генеральные директора «Сина-Трейд» Ма Чжиюань и Китайской торгово-инвестиционной компании мясной промышленности «Большой шелковый путь» Чжан И, руководители мясокомбинатов и крупнейших птицефабрик, главы пяти мясных союзов нашей страны и России.
Проблема и суть разговора – как и куда продать мясную продукцию. Мы с каждым годом наращиваем производство, увеличиваются и зарубежные продажи. За 8 месяцев предприятия Минсельхозпрода экспортировали на 8 процентов больше мясной продукции, чем в аналогичный период годом ранее, а за январь—сентябрь зарубежные продажи всей сельхозпродукции превысили 1,8 миллиарда долларов. К концу года эта цифра увеличится до 2 миллиардов долларов.
Американский бизнесмен Энтони Растелли подтверждает: ландшафты, погода и возможности Беларуси идеально подходят для того, чтобы стать мясной державой и расширить экспорт мясопродуктов в страны, где его раньше не было вовсе. Упор — на новые формы упаковки и продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Энтони Растелли привел некоторые примеры. Так, внедрение на предприятиях метода особой промывки туш скота увеличивает срок хранения мясопродуктов с нынешних 14 до 65 дней. Делает погоду и новая упаковка, к тому же одновременно презентующая продукцию. Важную роль играет и внедрение более продуктивных пород крупного рогатого скота.
Производство мы наращиваем, продаем все больше, но проблем меньше не становится. Конкуренция для наших экспортеров мяса и мясопродуктов вырастет существенно. В тяжелых условиях нам предстоит потягаться с такими мировыми мясными «монстрами», как Аргентина и Бразилия, США и Австралия, у которых значительно лучше климатические условия и более совершенный уровень технологий.
Чего греха таить, российский рынок останется приоритетным, но соседи сами увеличивают производство и разными способами защищают своего производителя. По прогнозу Минсельхоза РФ, за год мясной сектор прибавит 3 процента — до 14,4 миллиона тонн, а к 2020-му объем производства скота и птицы на убой увеличится на 7,2 процента к показателю 2016-го. На форуме открыто прозвучало: несмотря ни на что, нас считают чужаками. Вывод — не стоит обольщаться, легче не будет.
Подтверждение тому — острая ситуация, сложившаяся на «птичьем» рынке. Директор птицефабрики «Дружба» Анна Норкус: «Не случайным выглядит закрытие в 2016 году российского рынка для поставок продукции нашей птицефабрики. Якобы обнаруженные в ходе сомнительно проведенных проверок листерии в пробах стали прекрасным поводом для российских ветеринаров: оградить собственный стремительно развивающийся рынок от любой внешней конкуренции, продвинуть интересы своего бизнеса. Возможно, такое заявление покажется кому-то резковатым. Но как объяснить тот факт, что все необходимые требования российских ветеринарных служб нами были оперативно выполнены, однако ситуация не изменилась ни на йоту? Мы остаемся закрытыми». Может, нам последовать опыту и практике стран Евросоюза и ввести квоты на экспортные поставки продукции из мяса птицы? Старушка Европа не стесняется плотно закрывать двери перед носом иностранных экспортеров.
Требует серьезной настройки и наш внутренний рынок, который перегрет — предложение значительно превышает спрос. Крупные розничные игроки пользуются этим и умело сталкивают лбами производителей, заставляя их предоставлять сетям скидки и бонусы. В результате разумная маржа, на которую вправе рассчитывать производитель, достается ретейлу. Анна Норкус констатирует: в сложившихся условиях предприятию и всей птицеводческой отрасли объективно приходится задумываться о диверсификации экспорта. К примеру, во время участия прицефабрики в выставке в Гуанчжоу были наработаны серьезные контакты для поставки сырья на китайский рынок. Однако сейчас выясняется, что вопрос об открытии рынка Поднебесной для белорусской продукции из мяса птицы будет решаться через год, сетует директор.
Действительно, инспекция китайских специалистов побывала на наших птицефабриках, подписан меморандум о сертификации и доступе на рынок КНР. Так почему процесс тормозится? Начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов: «Во время недавней поездки нашей делегации в Китай руководитель Департамента главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину КНР подтвердил, что к концу октября пришлет предварительный отчет о проведении инспекции. Планируем в первом квартале 2018 года открыть для китайского потребителя и вкус мяса птицы. Поверьте: только личная дружба лидеров двух стран помогает в кратчайшие сроки открывать наши предприятия».
На самом деле мы заходим туда стремительными темпами по сравнению даже с Америкой, которая шесть лет стояла в очереди. Китайский рынок — лакомый кусок. За доступ на него включились в борьбу и наши ближайшие соседи — братья-славяне. Украина получила разрешение по говядине на два месяца раньше нашей страны. Россия планирует приступить к поставкам свинины и мяса птицы до конца 2017 года. Как полагают некоторые мудрые китайские бизнесмены, конкуренция в борьбе за их рынок приведет к тому, что и Украина, и Беларусь, и Россия будут наперегонки снижать цены на свою продукцию. Но это в будущем. А пока наши перспективы очень неплохие: поставки говядины в Китай – до конца года, а мяса птицы – в первом квартале 2018-го.
Генеральный директор компании «Сина-Трейд» Ма Чжиюань советует поставлять мясную продукцию по железной дороге. «По программе «Один пояс – один путь» белорусским производителям обеспечивается субсидирование железнодорожных перевозок говядины. За счет этого стоимость снижается, становится аналогичной и даже дешевле стоимости перевозки морским путем».
При этом срок доставки не превышает 10 дней, что дает главное преимущество перед основным экспортером мясной продукции в Китай – Бразилией, откуда говядина едет 45 дней. Тем самым, наши производители могут в 4 раза быстрее наращивать денежные средства, чем конкуренты из Южной Америки.
Нашу продукцию Ма Чжиюань знает не понаслышке. За последние полгода совместно с Березовским мясоконсервным и Пинским мясокомбинатами поставили замороженную говядину на рынок стран Юго-Восточной Азии приблизительно на миллион долларов. Что касается конкретно Китая, то из-за быстро растущих доходов среднего класса потребление говядины, килограмм которой стоит в среднем 8 долларов, увеличивается с каждым годом. Даже на худой конец, если займем всего лишь один процент говяжьего импорта Поднебесной – всем нашим комбинатам, вместе взятым, работы на годы.
Понятно, пока белорусская продукция малоизвестна миллиардам потребителей. Нужен бренд. «Он у вас есть – «Сделано в Беларуси», — убежден генеральный директор компании «Сина-Трейд». Но заходить на этот и другие рынки надо бы не отдельными предприятиями, которых поодиночке охотно задушат конкуренты, а единым пулом. В том числе для этого, к слову, реанимируется Мясной союз Беларуси во главе с директором Гродненского мясокомбината, сенатором Анатолием Гришуком.
germanovich@sb.by
"Сделано в Беларуси"
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.