Новую историю древнего Витебска пишут его трудолюбивые, талантливые жители

Счастье над Двиной


У северной столицы Беларуси богатая биография. Это город величественных храмов, многочисленных фонтанов, художников Малевича и Шагала, наконец, одного из самых известных и любимых летних фестивалей — «Славянского базара» с его символом васильком. Витебск, который вот‑вот отпразднует 1050‑летие, развивается, день ото дня становится краше, лучше, современнее.

Только вверх!

Маленькие звезды большого спорта зажигает Светлана Красовская, старший тренер-преподаватель отделения прыжков на батуте Витебской СДЮШОР № 1. При ее поддержке из активных малышей, которые только набирают высоту в центре по прыжкам на батуте, вырастают яркие таланты. 

Среди воспитанников Витебской СДЮШОР № 1,  старт которым задала старший тренер-преподаватель отделения прыжков на батуте Светлана Красовская, — такие известные спортсмены, как Андрей Буйлов, Мария Махаринская, Екатерина Ершова, Мария Сергеева…


— Их медали, искренние улыбки от побед — моя лучшая награда, — откровенна педагог. — Передав ребят их нынешним тренерам, не перестала чувствовать ответственность, волнение, радость за них. Такие эмоции не отключить по щелчку…

Сама педагог в спорте с восьми лет. Хорошо помнит, как к ним в школу пришла тренер Светлана Пашковская и сумела разжечь в детях неподдельный интерес.
— Сегодня берем детей до шести лет, — рассказывает она. — Чем раньше они проявят себя, тем лучше. У меня занимаются 18 — 20 человек, самых-самых видно сразу. При этом ребенок может раскрыться лишь спустя годы упорных тренировок. Природный потенциал — хорошо, но трудолюбие, дисциплинированность, готовность не пасовать перед трудностями не менее важны. Главное — это стержень!
Задача тренера — создать такую атмосферу, чтобы детям хотелось идти в зал, с каждым новым прыжком расти. А стимулов сегодня хватает, продолжает Светлана Юрьевна:
— Это участие в тренировочных сборах, денежное вознаграждение за победы, участие во внетренировочных мероприятиях. Вместе ходим в бассейн, театры, кино… Не пропускаем и знаковые государственные мероприятия.
Светлана Красовская с воспитанниками.

Прыжки на батуте — сложнокоординационный, зрелищный и набирающий все большую популярность спорт. Пока общаемся, малыши за нашими спинами весело взмывают вверх. Светлана Юрьевна шутит: порой ей кажется, что размах того же олимпийского чемпиона Ивана Литвиновича ограничивает лишь 14‑метровая высота потолков их батутного центра.

— Учите детей летать?

— Не просто летать, а летать красиво! А если серьезно, даю установку: только вверх!

В многодетной семье Красовских со спортом дружны все. Муж Александр — тренер по тяжелой атлетике, старший сын Матвей пошел по его стопам. А десятилетние двойняшки Маша и София, как и мама, батутистки.


Карьерные перспективы

От 12 до 18 километров за год проходит бригада машиниста буровой установки ОАО «Доломит» Артема Свиркунова. Представитель одной из самых редких не только на родном предприятии, но и вообще в Беларуси профессий шутит, что он почти как герой «Путешествия к центру Земли» Жюля Верна. Только находит не новые миры, а ценный, незаменимый в строительстве, металлургии и сельском хозяйстве минерал.

Артем Свиркунов.

Доломитовый карьер «Гралево» под Рубой встречает оранжево-желтыми пейзажами — пески и гравий, окаймленные озерами, которые появились при добыче. Артем Свиркунов с улыбкой приглашает:

— Приезжайте к нам летом и ранней осенью — вот когда от краевидов дух захватывает!

Нашему герою 33, из них почти 14 лет он за пультом буровой. Уроженец Рубы пришел на «Доломит» после армии, начинал слесарем, а когда ему предложили во всех смыслах карьерные перспективы, ответил согласием. От предприятия окончил специальные курсы в Мозыре, позже заочно получил высшее техническое образование. Менять профессию не собирается:
— Свою работу люблю не только за достойную зарплату, но и за то, что каждый день в карьере не похож на предыдущий. Любая скважина со своим характером. Одна покорится уже через полтора часа бурения, а на другую уйдет больше суток…
Второй год Артем и его напарник работают на новом отечественном бурильном станке СБШ-250 МНА-32. Между собой машинисты называют его кораблем доломитовых карьеров — за 16‑метровую мачту. Машина просто космос, говорит Артем Свиркунов:

— Есть климат-контроль, видео­наблюдение, чтобы обозревать опорные узлы, не выходя из кабины, глубиномер… Последним пользуюсь нечасто, ведь давно научился чувствовать скважины. Знаю, какая глубина нужна, чтобы дальше в дело вступила промышленная взрывчатка, поднимающая наверх породу.



Добычу в «Гралево» ведут с 1980‑х, и земля отдавала не только полезные ископаемые, но и сюрпризы вроде окаменелостей древних мамонтов-гигантов. На предприятии есть музей, где можно увидеть все эти находки.

Артем Свиркунов, занесенный на Доску почета ОАО «Доломит», отлично проявил себя не только в работе. Он был чемпионом Беларуси по ушу, а также чемпионом России по рукопашному бою.


Заряд на позитив

Первой в городе над Двиной удостоили государственного Знака качества продукцию Витебского телезавода. Это было 45 лет назад. Спасибо телевизору «Витязь-722» и, конечно, заводчанам, дело которых продолжают на ОАО «Витязь». Своими идеями продвигает родное предприятие и Тарас Климченко, начальник сектора разработки и внедрения телевизоров, электрозарядных станций и изделий контрактного производства.

Тарас Климченко.

С обладателем почетного звания «Человек года Витебщины» беседуем не в кабинете — мы на линии сборки. Тарас Валентинович знакомит с одним из цехов:

— Видите зеленые платы? Это сердце телевизора, которое формирует привычную глазу картинку. В прошлом году выпустили около миллиона телевизоров разных диагоналей. Планируем увеличить эту цифру еще тысяч на 200. Из достижений 2023 года — внедрение технологии дисплеев OLED на основе органических светодиодов. В этом направлении движутся все мировые производители техники, и мы стремимся быть конкурентоспособными.

Карьера нашего героя стартовала именно с ТВ-направления. Начинал с должности инженера-конструктора, участвовал в разработке программного обеспечения для кинескопных устройств. Хорошо помнит момент, когда их сменили ЖК-телевизоры. Прогресс с каждым днем идет вперед, рассуждает начальник сектора:
— Задача разработчиков — не отставать. Того, кто не боится смелее мечтать и быстрее внедрять, ждет успех.
Тарас Валентинович знает, о чем говорит. Уроженец Лепеля, в 14 лет он собрал для своего частного дома маленькую насосную станцию. Технарь по складу ума горел информатикой. Родители поддержали сына: у мальчишки у одного из первых в райцентре появился компьютер «Квант». Любовь к радиоэлектронике привела парня на профильный факультет Полоцкого госуниверситета. Тарас Климченко вспоминает:

— На телезавод в Витебске пришел по распределению, тружусь здесь почти 25 лет. Новые веяния, требования не дают «забронзоветь». Наш сектор, а в нем более 20 человек, заряжен на позитив, значит, все непременно получится!


Кстати, о подзарядке. Несколько лет назад «Витязь» освоил новое для себя направление — выпуск зарядных станций для электроавтомобилей. Тарас Климченко пишет программное обеспечение для таких устройств. Из недавних разработок — новые модели супербыстрых электрозарядных станций (ЭЗС), в том числе с мощностью 350 киловатт. Эта технология реализована на электрозарядках от «Витязя» впервые. Несколько таких станций только что ввели в Гродно. Из плюсов новинки: около 20 минут подзарядки — и снова в дорогу. Станция может заряжать как легковые, так и грузовые электромобили, электробусы.


Нити судьбы

Ткачами не рождаются, ими становятся. Для ткача ОАО «Витебские ковры» Валентины Потоскаевой путь в профессию начался с таких мудрых слов ее наставника. Более 30 лет назад выпускница Оршанского механико-технологического техникума приехала в Витебск по распределению. Все это время с любимой работой за ткацким станком не расстается.

Валентина Потоскаева.

Глядя на то, как ловко Валентина Ивановна управляется с нитями будущего коврового полотна, мало верится, что на предприятии она начинала с чистого листа.

— По диплому я техник-технолог с упором на первичную обработку льна и других лубяных культур, — рассказывает женщина. — Тонкостям ткацкого производства обучилась с нуля на «Витебских коврах». Понять и усвоить азы удалось всего за пару недель. Рекордно короткие сроки! Кто-то скажет, что я просто была очень способной ученицей. Отвечу: чуда не случилось бы, не возьми меня под крыло опытные неравнодушные учителя.

Сегодня уже сама Валентина Потоскаева настраивает младших коллег — все получится! На одно из градообразующих для областного центра предприятий приходит немало молодежи. Без толковых профессиональных советов и поддержки ей не обойтись. Ткач шестого разряда рассуждает:
— Верю, эти ребята, как и я когда-то, нить за нитью смогут выткать свою карьеру, судьбу. А мы им в этом обязательно поможем.

Валентина Потоскаева искренне радуется, наблюдая за модернизацией — лучшим вкладом родного предприятия в завтрашний день. Вспоминает, как когда-то вставала за жаккардовый станок, за смену выдававший около 30 квадратных метров изделий. Производительность современного умного оборудования позволяет замахнуться в среднем на 480 квадратных метров.

Интересно, что Потоскаева не только трудится ткачом, но и десять лет входит в состав ремонтной бригады. По звуку определяет неполадки, при необходимости разберет станок по винтикам. Качество продукции (а витебское предприятие — крупнейший производитель и экспортер ковров и ковровых изделий в Беларуси) зависит не только от исправности машин. Основа основ — люди, замечает Валентина Ивановна:

— Важно понимать и любить то, что ты делаешь. Для меня станок словно живой организм. Иногда капризный и всегда тонко считывающий эмоции. С каким настроением подойдешь к нему, так он и отзовется. Несмотря на то что работу ткача легкой не назовешь, я верна принципу — больше позитива!


Душа в дороге поет

В этом году один из самых опытных водителей предприятия «Витебскоблавтотранс» Александр Аднарогий отмечает профессиональный юбилей — 35 лет за рулем! За безупречную работу Александр Владимирович награжден нагрудным знаком Министерства транспорта и коммуникаций.

Александр Аднарогий.

За все годы в «Витебскоблавтотранс» у Александра Аднарогого ни одного нарекания от пассажиров, которых он перевозил по Витебску, области, стране и за ее пределами. Сколько километров осталось под колесами, и не сосчитать, смеется водитель:
— Моя работа требует ответственности, внимательности, профессионализма, а еще — легкости на подъем. Давно привык вставать около четырех утра, чтобы успеть к первому рейсу. Ни напряженному графику, ни природным катаклизмам меня не затормозить. В любую пору года — на дороге, во время спокойных поездок душа просто поет.

Вежливое, внимательное отношение к пассажирам тоже никто не отменял. Кто бы ни ехал в салоне комфортабельного МАЗ-251 Александра Владимировича, все отмечают его доброжелательный подход, позитив, высокую культуру общения.

За руль сел еще 15‑летним пареньком, вспоминает Александр Аднарогий:

— Папин «Москвич-412» не подвел, и, должно быть, именно тогда я впервые почувствовал тягу к будущей профессии. Отец привил мне интерес к технике. Теперь я сам учу молодое пополнение любить свою работу, транспорт, всегда содержать его в исправности. Особых секретов успеха у меня нет. Разве что один: больше практики и жизнелюбия.


Александр Аднарогий рано освоил не только автомобиль, но и мопед, мотоцикл, трактор. В Демидовском совхозе-техникуме получил специальность техника-механика, а после службы устроился водителем в филиале «Автотранспортное предприятие № 20 города Сенно» ОАО «Витебскоблавтотранс». В 1990 году вместе с женой Валентиной они переехали в областной центр. Работая на междугородних и международных маршрутах, Александр Владимирович успел объехать множество столиц. Но самая любимая его дорога ведет к малой родине — на Сенненщину. Выходные витебчанин с удовольствием проводит на даче с женой, дочкой Анной и пятилетней внучкой Лерой.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter