«СОЮЗ» побывал в гостях у ректора уникального буддийского университета

Счастье — это как?

Центр российского буддизма Иволгинский дацан (монастырь) расположен в 30 километрах от Улан-Удэ. Мы поехали туда, чтобы пообщаться с ректором единственного в Союзном государстве буддийского университета ламой Дымбрылом Дашибалдановым. Договорились поговорить накоротке, минут 15, не больше. Проговорили два часа. Этот разговор — редкая журналистская удача.

Лама Дымбрыл Дашибалданов: Я спокоен. Пожалуй, для меня счастье — это спокойствие...
роман щербенков

Буддизм для большинства жителей Союзного государства живет где-то на краю далекой Ойкумены. На бескрайних просторах несколько «буддийских регионов»: Бурятия, Тыва, Калмыкия, Горный Алтай да Забайкалье. Что же за люди исповедуют эту религию? Верят ли они в карму и чудеса? Верят ли в счастье на земле? Разговор у нас с ламой получился непростой.

Школа жизни — интернат

Из раннего детства очень хорошо запомнил сенокос. Мои родители были животноводы, поэтому сенокос — неотъемлемая часть жизни. Мы в это время жили в поле, строили специальный балаган. Я — младший, десятый ребенок в семье, меня все любили. Мне много времени уделяла бабушка. Она мне привила послушность, трудолюбие и умение быть организованным человеком. Именно привила, мягко и с любовью.

Я вырос в интернате, потому что в моем родном селе была только начальная школа. Интернат стал школой жизни, днем — учителя, а ночью мы были предоставлены сами себе. В третьем классе я еще не говорил по-русски. Школьную программу как-то понимал, а то, что говорили по телевизору, понять не мог. Помню, мы вместе с отцом смотрели художественный фильм «Тихий Дон», и я ничего не понимал. И каждый раз я его спрашивал: «Что сказали?» И он мне переводил. Потом, когда ему надоедало, он говорил: «Смотри». Я смотрел, а он сокращенно переводил длинные диалоги.

Так вот, русскому языку меня научил интернат, со мной учились ребята татары, они не говорили на бурятском. C ними и начал разговаривать по-русски.

В интернате мы дрались, отстаивали свои права и территории. Это было в порядке вещей. Но наши драки были ребячьими, без жестокости.

Как стать ламой

Отец работал в совхозе, следил за тем, чтобы в кочегарке совхозного гаража всегда были дрова. Их мы с ним ездили заготавливать зимой на маленьком тракторе. Однажды едем домой, он меня спрашивает: «Ты куда после школы?» Я говорю: «Не знаю. Может быть, на врача пойду учиться или на учителя. В нашей школе учителя нужны...» Отец говорит: «У меня шесть сыновей, а сейчас такое время — дацаны восстанавливаются. А по старым бурятским обычаям, если у тебя много сыновей, ты одного отдаешь в дацан на учебу. Может быть, ты пойдешь в дацан, попробуешь?» Я отговаривался. Но отец настаивал, и в конце концов я пообещал попробовать.

Когда я пришел в дацан, настоятель приставил мне одного молодого ламу, чтобы он показал мне тибетский алфавит. Я проучился три года, а в 1995 году уехал на учебу в Индию. Перед Индией нас здесь, в Бурятии, учили тибетские ламы, мы у них были послушниками, помогали им по хозяйству. С утра до вечера рядом с ними. Свободного времени вообще не было — либо учеба, либо ламе помогать. Учителя-тибетцы так говорили: вам надо ехать учиться. Мы вас всему не сможем научить, вам нужно идти в большой монастырь. Честно скажу, моя душа не бунтовала против строгой жизни в монастыре. Думаю, что свое влияние оказал интернат. Я там попробовал все.

...В Индии мне открылся большой мир. У нас был очень строгий учитель монгол, он нас с первого курса вел и открывал нам, что дацан — это особая философия, очень интересная. Мы уже с первых курсов начали приобщаться к ней. Это мне сильно понравилось. Главное в буддийской философии — это спокойствие: река жизни текла и будет течь дальше. Принимай эту реку с достоинством и не суетись. Причины наших страданий — это мы, а не жизнь, которую люди так любят винить.

Найти себя

Если сказать грубо, то я не сильно верующий человек. Для меня бог — это не дедушка, который сидит на небе. Для меня вера — это логическая цепочка. Бог — это наши поступки, именно они предрекают твое будущее. По-другому не бывает.

В Индии мне было интересно изучать тибетский язык, это достаточно редкий язык, а оттого еще более ценный. Я там жил и учился в буддийском монастыре, все бытовые вопросы обеспечивал монастырь. Что кушать и где спать — об этом голова не болела.

Я прожил в Индии 16 лет, начиная с 1995 года. Это были золотые годы. «Индийскому» периоду благодарен за знания. Я приехал туда малознающим, а уехал более-менее знающим жизнь человеком. Именно там понял, почему так несправедлив мир.

В 2014 году меня назначили исполняющим обязанности ректора буддийского университета, спустя год я избавился от приставки «и.о.».

В нашем университете учится около ста студентов из Бурятии, Тывы, Иркутской области, Самары и Санкт-Петербурга. Есть студенты славяне, но их немного.

Для поступления необходимо среднее или неполное среднее образование и возраст до 32 лет. Криминальное прошлое человека не особо интересно, у нас есть ребята, которые учатся после отбытия наказания в местах лишения свободы.

Обучение бесплатно: основной источник финансирования — пожертвования, бывают и субсидии от государства. У нас нет общежития, студенты живут в деревянных домиках. Там живет лама и, как правило, два студента. Они у ламы послушники, зимой топят печку, поддерживают порядок.

Распорядок жизни неукоснительный: в 7 часов утра общий молебен в актовом зале. Затем завтрак, а с 9 утра начинаются занятия. После обеда — хозяйственные работы в храмах, уборка территории, работа в цехах.

В нашем дацане есть цех по выделке и переработке кожи. Постоянно идет стройка. Так что работа есть всегда. Вечером два часа отводится на диспуты. Диспуты — это дополнительное изучение материала, дискуссии, ребята оппонируют друг другу. Это обязательно! В книгах бывает написано несколько взглядов, преподаватель им все рассказывает, поясняет, комментирует.

Бывают в сутрах противоречия, мы учим ребят мыслить логически и находить правильное. Так и в жизни тоже. Надо на все смотреть с разных сторон.

К слову, у нас выпускается порядка половины от числа поступивших. Духовная составляющая — основа нашего образования. Люди ищут себя. Это главное.

Про чудеса

В Иволгинский дацан народу приезжает много: туристы, паломники, в день человек 200 — 300. Большая часть людей приезжает к астрологам, чтобы посмотреть, получится дело или не получится. Ехать в эту сторону или не ехать в эту сторону. У кого проблемы со здоровьем, едут к ламам-тибетологам, которые проходили обучение в Тибете. Они владеют диагностикой по пульсу, лечат травами.

Много туристов-россиян, едут люди из Монголии. У них специальные паломнические туры есть. Люди приезжают поклониться не­тленному ламе Итигэлову. (Итигэлов Даши Доржо, бурятский религиозный деятель, родился в мае 1852 года, умер в 1927 году. По легенде, перед кончиной собрал своих учеников, сел в позу лотоса и сказал им: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 75 лет». Его погребли в кедровом кубе, а через 75 лет откопали. Тело ламы не подверглось тлению, идеально сохранился и его кедровый куб. С 2008 года лама находится в Иволгинском дацане. — Прим. ред.)

Я считаю, что лама Итигэлов живой. А в каком состоянии он находится и почему так сидит, не знаю. Люди много говорят о чудесах, которые происходили с ними после поклонения ламе Итигэлову. Рассказывают, что обереги, взятые у ламы, или его фотографии хранили их от смерти и пули.

Честно скажу, я в чудеса особо не верю. Когда к нему захожу, всегда думаю, что надо побыстрее уйти. Я по сравнению с ним очень мало что сделал. Мне кажется, что я не достоин быть долго рядом с ним.

Про счастье

У меня нет такой черты, которая мне мешает жить. Я такой, какой есть. Цельный, без каких-то особых черт. Образно говоря,  могу пройти длительную дистанцию. 16 лет прожить в монастыре в Индии смогли только несколько человек. Большая часть из тех, кто приехал туда со мной, — уехали.

Я не устаю от рутины и монотонности. Мое утро начинается с занятий, а поспать я люблю. Встаю всегда за час до начала занятий, раньше не могу. Занятия для меня очень важны. Рассказывая студентам, я сам в этом участвую и учусь. Бывает, что учусь у ребят.

Занимают время административные, хозяйственные дела. Люди просятся ко мне на личный прием. Просят посмотреть на их жизнь с точки зрения астрологии. Могут прийти с вопросами: приснился сон, может быть, это предвестник какого-то несчастья. Я обычно говорю, что сон не стоит рассматривать серьезно. Лично я в сны вообще не верю. Убежден, что у каждого из нас есть карма, или судьба, как вам удобнее. И все будет именно так, как в ней заложено и записано. Именно так, а никак иначе.

Мне 47 лет, и пока нет серьезных проблем со здоровьем, в детстве меня хорошо кормили, когда основа здоровья закладывалась.

Когда что-то беспокоит — лечусь травами. Но и от фармацевтических препаратов тоже не откажусь, если они нужны. Ковидом болел, пил «Терафлю», сбивал им температуру и настои трав пил. Обошлось без больницы и серьезных осложнений. Водку не пью. Нюхаю табак, а на деле это то же самое, что курить. Это тоже привычка, и ей уже лет 20.

...Счастливый ли я? Не знаю, есть счастье или нет его. Слово «счастье» я вообще не воспринимаю. И стараюсь на публичных встречах, на лекциях вообще не употреблять это слово. Семейное счастье? У меня семьи нет — и я уже не счастливый человек. У меня нет детей — и я уже ущербный человек, если говорить про счастье с точки зрения большинства людей.

Сопоставимо с тем, что вы спрашиваете про счастье, я это обозначаю как спокойствие. Я спокоен. Пожалуй, для меня счастье — это спокойствие. Жить без всякой ненужной суеты. Живи спокойно и будешь счастлив.

СПРАВКА «СОЮЗА»

Первый в России буддийский университет открыт в 1991 году в Иволгинском дацане. Его главная задача — возрождение буддизма и востоковедения в России. Студенты здесь изучают десятки дисциплин: от буддийской философии до астрологии и тибетской медицины. После окончания учебы студенты получают диплом о высшем образовании и звание ламы-богослова.

Александр ЯРОШЕНКО.

Yaroshenko68@mail.ru

Республика Бурятия.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter