В ночь с пятницы на субботу в 356-м отдельном мотострелковом батальоне 120-й отдельной механизированной бригады, базирующейся в столичном районе Уручье, вспыхнула тревога.
Трое солдат-караульных во главе с лейтенантом Александром Девяткиным покинули с оружием в руках пост и захватили прибывшую машину с дежурным по части офицером. Затем вдобавок к дежурному офицеру и водителю они под дулами автоматов усадили в кузов захваченного "Урала" 15 солдат-сослуживцев и выехали из части. У деревни Вербицкие преступники высадили 13 человек, а еще троих - в километре севернее поворота на поселок Раубичи. Затем дезертиры вывели из строя автомобиль и отправились пешком по трассе в сторону Логойска. Пленники, оказавшись на свободе, заметили неподалеку свет и вышли к деревенскому дому. Оттуда по телефону они сообщили об экстраординарном происшествии в часть - там уже были в курсе событий и приказали оставаться в деревне ждать, пока их заберут.
Как удалось узнать корреспонденту "СБ" у военнослужащих батальона, солдаты, оказавшиеся пленниками, впоследствии ничего не сообщали о грубом обращении с ними - тем более что и захватчики, и их пленники были отлично друг с другом знакомы. Впрочем, после вызволения из плена психологический стресс у них остался (солдаты провели несколько часов под дулами автоматов), и, как сообщил корреспонденту "СБ" подполковник Вадим Хованский, заместитель командира по морально-психологическому обеспечению 120-й бригады, сейчас с этими солдатами работают военные психологи.
Масштабная операция по поиску беглецов развернулась сразу же. О чрезвычайном происшествии в 120-й воинской бригаде был немедленно проинформирован Президент. По его распоряжению для обнаружения и задержания преступников были оперативно созданы штабы в Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности. Учитывая особую общественную опасность преступников, было принято решение перекрыть все въезды и выезды из Минска в витебском направлении, - был введен в действие план "Кольцо". Ключевую роль в операции сыграла специальная группа по действиям в чрезвычайных ситуациях кинологического центра Минобороны. Следов вокруг брошенной машины было достаточно, и одна из трех розыскных собак уверенно взяла след. Здесь следует отметить, что кинологи поставили своеобразный рекорд. По нормативам служебная собака должна уметь взять след максимум двухчасовой давности и вести по нему 3 - 4 километра. Однако в ту субботнюю ночь служебная овчарка по кличке Боб взяла след давностью 3,5 часа и вела по нему 12 километров. По следу отправились начальник группы старший лейтенант Максим Денисенко, инструктор старший сержант Дмитрий Городило и заместитель начальника Генштаба ВС Станислав Смольский. Буквально через 200 метров от машины ими был обнаружен брошенный мешок, набитый патронами. Однако у дезертиров оставалось 4 автомата и 2 пистолета, и солдаты, бежавшие в кромешной тьме за овчаркой, каждую секунду ожидали услышать очередь в упор. К счастью, дезертиры не стали устраивать засаду, и след привел погоню в деревню Острошицы Логойского района. Покружив по деревне, собака привела преследователей к заброшенному дому, в котором, судя по следам, спрятались беглецы. Свет в доме не горел, дверь на замок была не заперта. Поисковая группа, изучив обстановку, оцепила дом и вызвала по рации СОБР МВД. Минут через 20 прибыли "собровцы" во главе с заместителем командира отряда Николаем Кашировым, и в 6.45 утра преступники были задержаны. На этом "приключенческая" часть истории с побегом караульных заканчивается. Вся операция заняла чуть более шести часов.
Ее участники, действовавшие с показательной быстротой и четкостью, сообщили корреспонденту "СБ", что бежавшие солдаты успели по дороге раздобыть трехлитровую банку самогона и к моменту задержания находились в сильном алкогольном опьянении. Лишь чудо спасло всех участников этой истории от кровопролитной перестрелки, которая могла привести и к многочисленным жертвам среди мирного населения Острошиц. По сообщениям очевидцев, дезертиры, поняв, что пойманы, отдали оружие без сопротивления. После этого они были немедленно помещены на гарнизонную гауптвахту.
"Самоволка" в никуда
В ночь с пятницы на субботу в 356-м отдельном мотострелковом батальоне 120-й отдельной механизированной бригады, базирующейся в столичном районе Уручье, вспыхнула тревога.