25.by: в августе на российском угольном карьере торжественно введут в эксплуатацию два белазовских самосвала-беспилотника

Самосвал с грузом интеллекта

«Вкалывают роботы, а не человек». Желанное когда-то будущее, воспетое в советском кинофильме «Приключения Электроника», становится настоящим, заглядывая даже в глубокие угольные рудники. Сейчас в Сибири апробируют на добыче полезных ископаемых два карьерных самосвала, которым не нужны водители. 130-тонники — детища жодинского БЕЛАЗа — управляются с помощью искусственного интеллекта, совместной разработки российских и белорусских специалистов. О том, как создавались умные большегрузные самосвалы, в чем их преимущества и каких новинок стоит ожидать в дальнейшем, узнавала корреспондент «Р».

Электрогидравлическая система рулевого управления и тормозов с электронным управлением в интеллектуальном 130-тоннике — авторская разработка белазовцев.

Рулить можно и в комфортном офисе

Осенью прошлого года предприятие отметило 70-летие. По случаю юбилея Президент Александр Лукашенко отметил:

— БелАЗ по праву считается флагманом отечественного автомобилестроения. Сегодня заводом реализуется ряд прорывных проектов, способствующих освоению новых видов производств, укрепляющих промышленный и технологический потенциал страны.

К созданию робота специалисты шли постепенно. Как рассказал начальник отдела электронных систем управления ОАО «БЕЛАЗ» Евгений Гучек, прототип карьерного самосвала, который работает без водителя, был создан еще в 2010 году. Тогда вместе с российской компанией «ВИСТ Групп» (недавно вошла в группу компаний «Цифра») наши машиностроители воплотили идею дистанционного управления. Для этого выбрали наиболее востребованный у заказчиков 130-тонник. Появилось удаленное рабочее место водителя: оператор, сидя в комфортном кресле в помещении, по-прежнему крутил баранку, нажимал на педали, отслеживал дорожную обстановку, как совсем недавно водитель в кабине машины, но команды эти самосвал получал на расстоянии. 

Позже белазовцы создали первоначальную модель робота, которую в течение нескольких лет совершенствовали, оснащая современными видеокамерами, ультразвуковыми датчиками, радарами, лазерными сканерами, системой передачи данных, обеспечивающей связь с центром управления. В итоге в прошлом году на свет появился «интеллектуальный» карьерный самосвал БЕЛАЗ-7513R, заказчиком которого выступила Сибирская угольно-энергетическая компания. Управление машиной уже цифровое. Все задачи она выполняет самостоятельно — от момента погрузки до разгрузки. Оператор центра только задает нужный алгоритм действий и контролирует процесс. 

Кстати, автономное управление в роботизированном 130-тоннике — дополнение к традиционному способу вождения. Собственно, машина может работать в нескольких режимах — обычном, с водителем, дистанционном и автономном. В последнем случае предусмотрены наблюдение и координация за работой нескольких самосвалов одновременно. 

— Если заказчик захочет полностью отказаться от традиционного способа управления, мы готовы изменить конструкцию самосвала — вовсе убрать кабину водителя, а за счет этого, например, увеличить вместимость кузова, — говорит Евгений Гучек.

Удаленное рабочее место водителя. 

Недорого и сердито

Весь технический комплекс самосвала-беспилотника включает в себя более двух десятков различных средств восприятия. В нем реализованы и решения, которыми могут похвастаться немногие лидеры по производству большегрузной техники. Это прежде всего электрогидравлическая система рулевого управления и тормозов с электронным управлением, система управления электромеханической трансмиссией, система пожаротушения, позволяющая оператору включить механизм дистанционно из удаленного центра. Но внешне 130-тонник-робот почти не отличается от обычного. Немаловажно, что его дополнительные интеллектуальные способности существенно не сказываются на цене. И хотя точную стоимость производители называть отказываются, по сравнению с обычным самосвалом такой же грузоподъемности робот обойдется дороже всего на 10 процентов.

О профзаболеваниях можно забыть 

А теперь о том, чего стоит ожидать от появления на угольном карьере робота. 

Водителям, как известно, нужно обеспечить регулярные перерывы на обед и пересменки. Причиной простоев техники на открытых горных работах может стать масса других непредвиденных личных обстоятельств. Беспилотник свободен от всех человеческих слабостей. И за счет этого, по подсчетам экспертов, время работы увеличивается на 10—20 процентов. Существенно сэкономит драгоценные минуты и часы использование так называемого челночного хода, когда подъезд к экскаватору и отъезд от него выполняются без разворотов.

— При работе беспилотника также исключается изменение стилей вождения, как это бывает при смене разных по опыту и квалификации водителей, — приводит еще один плюс Евгений Гучек. — Оптимальный скоростной режим автоматика выбирает с учетом особенностей дороги и погодных условий. 

Но самое, пожалуй, главное, на что можно рассчитывать после внедрения робота, — исключение травмирования людей и развития профессиональных заболеваний у водителей. Полезные ископаемые добывают при температурах от плюс 50 до минус 50 градусов. Участки, где приходится работать, бывают настолько задымленные, запыленные и закопченные, что работать человеку либо невозможно, либо опасно. И в таких ситуациях робот-самосвал просто незаменим.

Погрузчик в придачу

Сейчас на карьерах Сибирско-Уральской энергетической компании в Хакасии два белазовских беспилотника вписывают в технологический процесс добычи полезных ископаемых. Планируется, что в августе они начнут полноценно работать в формате роботизированного участка. Тем временем, как сообщили в пресс-службе БЕЛАЗа, на предприятии разрабатывают дополнение — автономный фронтальный погрузчик. Уже определили модель самосвала, на которую искусственный интеллект можно установить наиболее эффективно и максимально безболезненно для конструкции машины. 

По предварительной задумке, погрузчик-новинка будет сам отстраивать 3D-модель горной массы, предназначенной для погрузки, определять порядок действий, соотносить свое перемещение с положением самосвала. А функции оператора сведутся к выдаче экспертных указаний в начале работы и дополнительным действиям в нештатных ситуациях. 

«Умным» станет весь карьер

Создание собственного беспилотника для БЕЛАЗа — выход предприятия на качественно новый уровень производства — интеллектуальной грузовой техники. Совместная работа россиян и белорусов над интеллектуальной «начинкой» карьерных самосвалов — свидетельство общих целей и взаимовыгодного сотрудничества двух стран. В дальнейшем проект предусматривает перевод всей техники, задействованной на горных работах — самосвалов, экскаваторов, погрузчиков, буровых станков и железнодорожного транспорта, — на полностью автономный режим. А это новшество для всего пространства СНГ.

БЕЛАЗ готов расширять рынок сбыта своих беспилотников. Ведутся переговоры еще об одной поставке самосвалов с автономным управлением в Россию. Интерес к новинке проявляют компании из Украины, Марокко и ЮАР. 

— Сейчас мы находимся на том пороге, когда спрос на наши карьерные самосвалы может вырасти лавино­образно, — говорит Евгений Гучек.

Стоит отметить, что конкуренция на мировом рынке очень жесткая: японские и американские производители давно активно продают такие модели. Однако и потребность горнодобывающей отрасли в умной грузовой технике увеличивается: максимальная автоматизация технологического процесса горных полезных ископаемых становится всемирным трендом. Роботизированные карьеры уже живая реальность в Австралии, Чили и Канаде. 

kozlovskaya@sb.by 

Фото предоставлено ОАО «БЕЛАЗ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter