После полуторачасовой тренировки дети нередко спрашивают: «А почему мы так мало занимались?»
Вычислить чемпиона
В зале Республиканского центра олимпийской подготовки по гимнастическим видам спорта висит белое облако. Видно, кто-то слишком резко окунул руки в магнезию – белый порошок, который подсушивает кожу, увеличивая сцепку со снарядом. На стенах – мотивирующие плакаты вроде «Без победы над собой нет победы в спорте». А под потолком качается на тросах призовой кубок, который видно из любой точки зала.– Сложно потерять мотивацию, когда она все время у тебя перед глазами, – шутит тренер Артем Привольнев.
Артему 22. Он мастер спорта по спортивной гимнастике, в прошлом – член национальной команды. В тренерство ушел после серьезной травмы, которую, впрочем, воспринял спокойно и без надрыва:
– Для профессиональных спортсменов травма – вполне обыденный момент биографии.
С третьего курса БГУФК Артем работает с детьми, в том числе с самыми маленькими. Будущих спортсменов молодой тренер отбирает сам:
– Мы с коллегами проводим для ребят специальные тесты. Обязательно смотрим на родителей – чтобы были не слишком высокими. Длинным гимнастам тяжелее нарастить мышечную массу: для этого нужно гораздо больше физухи, чем остальным. Не каждый выдержит такую работу.
Тренеру радостно наблюдать, как его ученики становятся сильнее и выносливее
Еще один важный момент – мотивация.
– Это Кирилл, – кивает тренер в сторону первоклассника, у которого «прорисована» каждая мышца. – Он все осваивает легко, словно играючи. А рядом с ним – Рома: у него пока мало что получается, но ему все очень интересно, желание заниматься огромное. И я даже не знаю, у кого из них больше шансов стать чемпионом.
Сам Артем тоже был условным Ромой:
– В детстве я был невероятно подвижным ребенком. Поэтому, когда мне исполнилось пять, родители поставили ультиматум: «Выбирай: или танцы, или гимнастика». И я начал заниматься, хотя, как сейчас понимаю, данные были средними, зато энергии и желания – хоть отбавляй. До сих пор благодарен своему первому тренеру Олегу Давыдову из Орши за то, что дал мне шанс.
У Артема Привольнева есть свои фишки в работе с малышами
После пяти уже поздно
«А можно попить?», «А в туалет?», «Ваня занял мое место. Куда мне стать?» Вопросы сыплются, как новогодние подарки из мешка Деда Мороза. И хотя работать с малышами непросто, Артем Привольнев уверен, что пять лет – оптимальный возраст для старта:– До того, как начнется полноценная работа со снарядами (а это происходит на третий год обучения), нужно успеть укрепить мышечный корсет, сформировать мышечную память. Например, если в первые годы не научить детей оттягивать носок, то потом это уже не войдет в привычку.
Спорт – это всегда про преодоление, даже если спортсмену всего пять лет
Но не слишком ли долгие тренировки? Ведь даже уроки в первом классе – по 35 минут. А здесь полтора часа интенсивных занятий. Этого даже не хватает, признается тренер:
– У нас очень насыщенная и длительная разминка – это важное условие для профилактики микротравм. А вообще, у малышей столько энергии, что они могли бы выдержать два раза по столько же. Иногда в конце тренировки даже спрашивают: «А почему сегодня мы так мало занимались?»
К слову, в первом классе (да и во всех последующих) ребята, которые начали тренироваться еще в детском саду, часто успевают лучше сверстников. И дело не только в дисциплине и выносливости, рассуждает тренер:
– Люблю спортивную гимнастику за то, что она учит мыслить. Для меня самое крутое, когда говоришь малышу: «А давай выполним это же упражнение, но правильно». И ты видишь, как он стоит в сторонке, сопит от напряжения, что-то прикидывает в голове и в итоге делает как надо. Вот это прямо вау!
От «лягушки» к «обезьяне»
– «Лягушку» сделали? Переходим к «обезьяне», – дает задания Артем.Многим упражнениям тренер придумывает смешные детские названия: так веселее. А какие еще есть фишки в работе с малышами?
– В силу физиологии, детям пяти-шести лет сложно подолгу сосредотачиваться на чем-то одном. Для них очень важно разнообразие: попрыгали – сделали сальто, покувыркались – постояли в стойке. Может, это не всегда удобно для тренера, зато позволяет ребятам не потерять интерес.
В частных спортивных секциях в конце занятия детям часто раздают наклейки или конфеты, но Артему такая система мотивации не нравится:
– Если честно, мне это напоминает дрессировку. Я считаю, что нужно уметь работать и без конфеты, ради внутреннего чувства «я смог», «у меня не получалось, но я справился». Спорт – это всегда про преодоление, даже если спортсмену всего пять лет.
А какие «штрафные санкции» предусмотрены для тех, кто плохо занимался, шумел и отвлекал других?
– Знаете, какое наказание самое ужасное для пятилеток? – интригует тренер. – Сесть на лавочку и смотреть, как другие продолжают заниматься. Для них это невыносимо.
На тренировку вприпрыжку
Ближе к концу тренировки в раздевалку возвращаются мамы. Не жалеют ли они, что так рано отдали сыновей в профессиональный спорт?– Почему рано? – недоумевает мама Ромы Анастасия Волкова. – Сейчас большинство «развивашек» приглашают детей с двух лет. А в пять – это уже сознательный человек, с которым можно полноценно работать.
Анастасия уверена, что физнагрузка идет сыну на пользу:
– Он стал более уравновешенным и выносливым. Но самое главное, что Роме тренировки в радость. Ни разу он не сказал: «А давай сегодня не пойдем!» Наоборот, всегда бежит вприпрыжку.
Первоклассник Кирилл, сын Галины Власенко, занимается спортивной гимнастикой второй год и уже получил третий юношеский разряд. К слову, Галина и сама спортсменка: у нее второй разряд по баскетболу и диплом БГУФК. Поэтому она прекрасно знает, как меняют характер регулярные тренировки:
– Они «прокачивают» собранность, дисциплину, выносливость, терпение. Уверена: даже если наши дети в итоге не станут профессиональными спортсменами, у них будет больше шансов на успех, чем у сверстников, которые просидели все детство перед телевизором.
krupenk@sb.by