Как с Беларусью связан один из ближайших соратников Ленина Пантелеймон Лепешинский

Самодельные шахматы от Ленина

В Литвиновичах сразу направился в Кормянский районный мемориальный музей имени П. Н. Лепешинского. Зачем? Во-первых, участник трех революций, один из создателей программы массового образования в СССР, редактор трудов политической элиты коммунистической партии 20—30-х годов прошлого века — все эти достижения принадлежат нашему земляку Пантелеймону ЛЕПЕШИНСКОМУ (1868—1944). Во-вторых, местный музей стал одним из первых подобных учреждений, которые решились на переезд из райцентра в сельскую местность. 


Знакомлюсь с его директором Аллой Балыш. Сегодня она выступит моим экскурсоводом по основным вехам жизни лепешинского. Направляемся к первой экспозиции, посвященной детству. Здесь узнаю, что Пантелеймон Николаевич родом из небольшого села Студенец Климовичского района, чуть позже семья Лепешинских переехала в кормянские Литвиновичи. Его отец-священник возглавил местный приход, а мать занималась воспитанием и обучением детей. Когда Пантелеймону исполнилось 8 лет, он уехал учиться в Могилевскую мужскую гимназию, после которой поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По словам Аллы Сергеевны, именно здесь в нем начинает пробуждаться революционный дух: 

— Он становится одним из самых главных активистов подпольных студенческих кружков и вступает в народовольческую организацию. Позже инициирует открытые протесты против наказаний розгами. Подобного выступления руководители университета не стерпели — молодого Лепешинского не только отчислили, но и выдворили из столицы Российской империи. Лишь через год юноша экстерном сдал экзамены в Киеве и получил заветный диплом учителя.

Директор Кормянского районного мемориального музея имени П. Н. Лепешинского Алла Балыш.

Изучаю следующую экспозицию. Она носит отражающее суть название «На повороте». Понимаю, что подобные невзгоды в начале жизненного пути лишь закалили характер Лепешинского. Он отправляется в Севастополь к двоюродному дедушке Василию Павловичу. Тот устраивает внука в местное управление железной дороги, которым сам руководит. Правда, Пантелеймон, возмущенный 14-часовым рабочим днем, вскоре поднял и здесь небольшое восстание. Дедушка зла на родственника не держал и в некоторой степени даже понимал его бунтарский дух, так как сам в юные годы числился в народовольцах. Через какое-то время страсти улеглись. А благодаря неизвестному покровителю Лепешинский смог даже вернуться в Санкт-Петербург, где устроился в комитет по взиманию долгов на престижную и хорошо оплачиваемую должность. Интересуюсь у Аллы Балыш, неужели Пантелеймон Николаевич променял свою жажду перемен на спокойную жизнь?

— Не тут-то было! Однажды к нему попала смета празднования дня рождения одной из дочерей Николая II. Когда он увидел сумму — обомлел: она равнялась годовому бюджету Одессы! Революционно настроенный Лепешинский решил поделиться этой информацией с общественностью. Для этого он из подручных средств собрал мимеограф, напечатал несколько сотен листовок с копией документа, после чего распространил их по Петербургу.

Естественно, подобную самодеятельность своенравного молодого человека власти терпеть не стали. Его арестовали, а спустя 14 месяцев следствия дали три года ссылки в село Ермаковское (территория нынешнего Красноярского края). Там при необычных обстоятельствах он знакомится со своей будущей женой — Ольгой Протопоповой.

Рабочее место Лепешинского.

— Она была связным и передавала в различные лагеря литературу, еду, одежду, бумагу и многое другое. Раньше в тюрьмы на свидание пускали только родственников, а исключение делали для невест заключенных. И вот в один прекрасный момент холостому Лепешинскому приходит записка: «Встречай супругу». Несмотря на не самую лучшую подготовку, парочке удалось обмануть жандармов. А позже Ольга Борисовна и Пантелеймон Николаевич действительно полюбили друг друга и сыграли свадьбу, — рассказывает Алла Сергеевна.

Именно женитьба помогла Лепешинскому познакомиться с Лениным. Дело в том, что Ольга Борисовна была давнишней подругой Владимира Ильича, и когда того отправили в ссылку в село Шушенское (в 30 километрах от Ермаковского), она рассказала ему о своем муже, который разделял взгляды будущего вождя мирового пролетариата. Ленин незамедлительно пожелал лично увидеть единомышленника. 

Они достаточно быстро нашли общий язык. Владимир Ильич частенько приезжал проведывать Пантелеймона Николаевича в Ермаковское. И тот, и другой любили играть в шахматы, за которыми могли провести несколько часов кряду. 

Эти шахматы собственноручно для Пантелеймона Николаевича сделал Ленин.

Услышав это, обращаю внимание на старую шахматную доску с фигурками, красующимися за стеклом. Журналистское чутье не подводит: они и правда непростые.

— Эти шахматы на день рождения Лепешинский получил от Ленина. Более того, их Владимир Ильич вырезал из дерева собственноручно. Есть даже письмо, где он рассказывает, как их делал. Сечас это один из самых ценных экспонатов нашего музея, — удовлетворяет мое любопытство Алла Сергеевна. 

После Ермаковского семья Лепешинских уезжает по заданию Ленина в Псков, чтобы наладить там выпуск газеты «Искра». В 1903 году Пантелеймона вновь берут под арест: на этот раз за подготовку второго съезда РСДРП. Правда, теперь ему дают пять лет ссылки в Якутию. Однако Лепешинскому удается ее избежать.

Октябрьскую революцию Лепешинский встретил в Орше, где работал учителем физики и математики. До этого был задействован на партийной работе в Екатеринославле (сейчас город Днепр) и Санкт-Петербурге. Долгие годы сотрудничества с Лениным позже помогли Пантелеймону Николаевичу войти в состав Народного комиссариата просвещения РСФСР, который возглавил Анатолий Луначарский. На специальном собрании в 1918 году, среди участников которого были известные педагоги Василий Сухомлинский и Антон Макаренко, решали, каким теперь в стране будет школьное образование. Лепешинский предложил Ленину создать опытно-показательную школу-коммуну, где дети красноармейцев, бедняков и сироты жили бы на протяжении всего учебного года и самостоятельно вели хозяйство: следили за огородом, мастерили парты и так далее. Владимир Ильич идею одобрил и предложил в качестве площадки для эксперимента четыре города: Москву, Санкт-Петербург, Киев и Одессу. Однако выбор Лепешинского пал на родные Литвиновичи. Там на протяжении года учились 42 ребенка. Результаты нововведения очень понравились Ленину, и вскоре Литвиновичская школа передислоцировалась в Москву. А сам Лепешинский тем временем получил должность заместителя народного комиссара просвещения Туркестанской АССР, где ему нужно было обучить 80 процентов безграмотного населения и открыть первый университет. Буквально за первый год работы Лепешинский справляется с поставленными задачами.

После этого Пантелеймон Николаевич возвращается в Москву и в 30-х го­дах становится директором Исторического му­зея. Парадоксально, но в годы массовых гонений на Церковь и торжества атеизма Пантелеймон Николаевич объявляет все святыни в центре Москвы филиалами своего музея, тем самым спасая их от уничтожения. В те времена нужно было обладать особым мужеством и смелостью, чтобы решиться на такое.

КАК это ни удивительно, но на дальнейшей карьере Лепешинского подобные действия никак не отразились. В середине 30-х годов он возглавил Музей революции, а попутно выступал редактором трудов Сталина и других политических деятелей СССР. После подобного экскурса мы с Аллой Сергеевной перемещаемся в отдельную комнату, увешанную различными картинами. Уже потом узнаю, что это работы самого Пантелеймона Николаевича. Мало кто знает, но во время учебы в Петербургском университете он окончил любительские курсы по рисованию. Свое первое произведение он посвятил Литвиновичам, а создал его в 30-х годах, когда гостил у родственников на малой родине. Среди творений Лепешинского особое место занимают портреты жены и дочери, а также туркестанские пейзажи.

— В начале ХХ века он увлекался карикатурами. Например, одну из них он посвятил второму съезду РСДРП, на котором произошло разделение на большевиков и меньшевиков. На карикатуре Ленин, изображенный в виде кота, играет с мышами — членами РСДРП, которые захотели пойти другим путем, — описывает одну из работ Лепешинского Алла Сергеевна.

Вскоре Пантелеймон Николаевич серьезно заболел и ушел из Музея революции на заслуженный отдых. В годы войны он находился в Москве и занимался написанием романа «Борьба и творчество», над которым в сумме трудился около 20 лет. Через несколько дней после написания книги, 30 сентября 1944 года, Лепешинский умер. 

banny@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter