Чтобы почувствовать невесомость, Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко на тренировках поднимались на высоту несколько тысяч метров.
Картина основана на реальных событиях: 11 февраля 1985 года советская станция «Салют–7», полгода находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно полностью потеряла управление и перестала отвечать на сигналы, посылаемые из ЦУПа. В начале июня 1985 года руководство ЦУПа приняло решение отправить на околоземную орбиту космический корабль «Союз Т–13» с экипажем из двух самых опытных на тот момент советских космонавтов — командира корабля Владимира Джанибекова и бортинженера Виктора Савиных. Перед ними была поставлена задача: обнаружить «мертвую» станцию, провести сложнейшую ручную стыковку с движущимся неуправляемым космическим аппаратом, выявить причины неполадок и оживить ее. Спасти «Салют» в условиях «холодной войны» означало спасти страну.
Оба космонавта понимали, что у них билет в один конец, но, как известно, Джанибеков и Савиных вернулись в сентябре 1985 года на Землю, а «Салют–7» еще 6 лет работал на орбите. По этим событиям американцы сняли фильм «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом в главной роли.
Сценарий к российскому фильму написали Алексей Чупов и Наталья Меркулова. На роли двух космонавтов были выбраны Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. В картине заняты Мария Миронова, Игорь Угольников, Оксана Фандера, Любовь Аксенова, Александр Самойленко.
— Где проходили съемки?
— Съемочную площадку построили в Санкт–Петербурге. Были созданы копия ЦУПа и Центра подготовки космонавтов с макетами «Салюта–7» и «Союза Т–13» в натуральную величину. Половину фильма снимали в невесомости. Рабочий день длился 12 часов.
— Кто придумывал хореографию в невесомости?
— Каскадеры, мы повторяли за ними упражнения.
— Сандра Буллок в фильме «Гравитация» показала настоящий «балет» в кадре.
— Ну, она мало летала. У нас в фильме 40 минут гравитации.
— Сколько длились съемки?
— Чтобы узнать, как себя ведет тело, необходимо было почувствовать невесомость. На тренировке в Королеве самолет Ил–76 десять раз поднимался на высоту несколько тысяч метров и резко шел вниз по параболе, при этом на 29 секунд появлялась невесомость. Нам нужно было пройти этот маневр 10 раз. Я прошел три раза, Паша — два. Потом нам стало плохо.
— Встречались ли вы с прототипами своих героев?
— Только после съемок — и с Джанибековым, и с Савиных. До съемок боялись с ними встречаться — боялись, что они нас... раздавят.
— Да, Джанибеков — глыба, но теплая.
— Картина им понравилась. Они даже спросили: «Ну почему вы с нами не встретились?» Савиных подарил книгу «Записки с мертвой станции». На обложке книги два портрета. Один из них — копия мой.
— Где реальность и где вымысел в фильме?
— У нас не было задачи полного сходства с героями. Супруга Савиных сказала, что их дочери было 12 лет уже, а в фильме она только рожает. Но так интересней.
— Как сложился ваш союз на съемочной площадке?
— Вначале мы друг друга не понимали. Володя перечитывал по несколько раз сценарий, комментируя. Но потом из нашей разности и сложился дуэт.
— Это фильм про патриотов?
— Перед нами не ставилась задача сделать фильм про героизм и патриотизм. Но в результате получилось именно такое кино. Режиссер фильма Клим Шипенко уже показал фильм на фестивале в США. Там он вызвал большой интерес.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru