В детстве парень занимался легкой атлетикой, единоборствами, плаванием, водным поло и много чем другим. А потом оказался в фехтовальном зале, куда пришел за компанию с друзьями после того, как тренер пригласил школьников на тренировку. «Я думал, что мы придем в обычный спортивный зал, где можно будет поиграть в футбол и побегать с ребятами. Но нам в первый же день рассказали об экипировке, показали маски и дали в руки сабли. Когда до этого я брал в руки мяч или любой другой спортивный инвентарь, таких чувств, как в тот момент, не испытывал. Взявшись за рукоятку сабли, подумал: «Вау!» И остался. Уже 14 лет эта «болезнь», называющаяся фехтованием, не отпускает меня – наверное, это судьба».
Сейчас Артему Новикову 24 года. Выходит, в фехтовании он больше чем полжизни. За эти годы парень все же определил для себя, чем именно привлек его этот вид спорта:
– Говорят, что он аристократический. Я себя аристократом не считаю, но мне нравится сама идея, заложенная в фехтовании. При всем обилии движений и действий, которые выполняет спортсмен, голова у него на дорожке не отключается никогда. А я всегда был сторонником интеллектуального спорта: мне нравится думать, анализировать происходящее. Да и фехтование отличается от многих видов спорта своей сутью. К примеру, в тяжелой атлетике, когда выходишь на пик формы, примерно предполагаешь, какой вес можешь взять. У нас предугадать что-то невозможно – борьба в фехтовании стихийная. Элемент неожиданности есть всегда, поэтому к соревнованиям надо подходить не только в хорошей физической форме, но и подготовленным психологически и тактически.
Практически с первых своих соревнований Артем стал показывать высокие результаты. В кадетском и юниорском фехтовании он был одним из лидеров рейтинга сильнейших спортсменов. На молодежном уровне становился серебряным призером чемпионата Европы. Потом произошел небольшой спад.
– Пока в нашей команде были лидеры прошлых лет – Александр Буйкевич, Дмитрий Лапкес, – рассказывает Артем, – мы занимали высокие места на чемпионатах Европы в командном первенстве. В той команде я чувствовал себя уверенно: рядом были опытные спортсмены, за которыми хотелось тянуться. Когда они ушли, наступил спад. Сейчас пытаюсь поймать ту нить, которая позволит и дальше прогрессировать. Думаю, справлюсь. Сдаваться не собираюсь.
В минувшие выходные Артем в очередной раз доказал это – стал победителем чемпионата Беларуси в фехтовании на саблях, причем это уже третий его чемпионский титул. Турнир для наших фехтовальщиков стал первыми крупными соревнованиями за долгое время. Причина, по которой календарь на сезон оказался не таким, как обычно, проста – коронавирус.
– Обычно сезон у нас начинается в сентябре и заканчивается в июле. До Нового года, как правило, проходит около 3–4 турниров – Кубки мира, Гран-при, после – еще столько же. Получается, что, с тех пор как началась пандемия, у нас отменилось около шести стартов. Самое обидное, что в их числе – чемпионат Европы, который должен был проходить в Минске. Опять же, перенесена Олимпиада, а чтобы попасть на нее, еще нужно пройти зональный отбор… Сейчас я очень ждал чемпионата Беларуси и тех эмоций, которые получаю на соревнованиях. Этот турнир был глотком свежего воздуха – от постояннных тренировок все равно устаешь. Причем во время чемпионата не могу сказать, что физически был отлично готов из-за имевших место травм. Но психологически чувствовал себя прекрасно, хотя так бывает далеко не всегда: не волновался, не был перевозбужден, знал, что мне нужно делать. Хотя, возможно, помогло и то, что хорошо знаком со своими главными соперниками.
Сейчас в нашей национальной сборной пятеро саблистов. Кроме Артема Новикова это Антон Давыденко, Кирилл Кирпичев, Сергей Кисель и Максим Пинчук. Пока во всем мире бушевала пандемия, парни продолжали тренироваться. Неизвестно, каким будет международный календарь в этом сезоне. Но один из запланированных стартов и, пожалуй, главный на ближайшее время – зональный отбор, на котором разыграют олимпийскую лицензию, – все еще запланирован на апрель.
- Мы очень серьезно готовились к чемпионату Европы в Минске и зональному отбору, но как только пошла положительная тенденция в подготовке, началась пандемия. У меня был эмоциональный спад. Столько времени потрачено на подготовку, столько сил… Но сейчас вижу в переносе Олимпиады и плюсы: это ценное время, которое нужно использовать по максимуму – найти и устранить свои слабые места. Потом такой возможности не будет. Насколько реально пробиться на Олимпиаду? Я никогда не сбрасывал себя со счетов. Считаю, что у меня есть хорошие шансы – при правильной подготовке можно добиться всего.
Несмотря на высокую конкуренцию между фехтовальщиками, отношения в команде хорошие. Артем, рассказывая о партерах по сборной, признается: не помнит, чтобы когда-то у ребят были разногласия. Парни слышат друг друга и доверяют друг другу. Настоящая команда, в которой, как у мушкетеров, один за всех, и все за одного.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Фехтование – один из пяти видов спорта, которые входили в программу всех Олимпийских игр современности. Первыми на Играх в 1896 году появились соревнования рапиристов, а уже через четыре года на Олимпиаде выступали и саблисты со шпажистами.
Современная экипировка фехтовальщиков изготавливается из плотного материала – кевлара, что позволяет обезопасить спортсменов от получения травм во время уколов и ударов оружием. Лицо и шею фехтовальщики обязательно защищают маской с металлической сеткой и воротом, а на руку, в которой держат оружие, они надевают специальную перчатку.
В фехтовании судейство международных соревнований осуществляется на французском языке.
past@sb.by