В Минобразования рассказали о системе специального образования для детей с ОПФР и ключевых принципах

С вниманием и заботой

Минобразования: охват детей с особенностями психофизического развития специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в нашей стране составляет 99,9 процента

В Беларуси более 180 тысяч мальчиков и девочек с особенностями психофизического развития (ОПФР), или 9,9 процента от общего количества детей, нуждаются в специальном образовании, коррекционно-педагогической помощи. Поскольку в нашей стране важен каждый ребенок, все дети с ОПФР получают образование. В профильном ведомстве рассказали о системе специального образования, ключевых принципах, а также о том, что еще предстоит сделать.

В условиях интегрированного обучения и воспитания обучаются более 70 процентов детей с особенностями психофизического развития. Практически в каждом учреждении дошкольного и общего среднего образования работают пункты коррекционно-педагогической помощи, которые посещают дети с более легкими нарушениями.

В Министерстве образования отметили, что в условиях интегрированного обучения и воспитания, которые в нашей стране ведутся уже 28 лет, обучаются более 70 процентов детей с ОПФР. Практически в каждом учреждении дошкольного и общего среднего образования работают пункты коррекционно-педагогической помощи, которые посещают ребята с более легкими нарушениями. Кроме того, функционируют 48 специальных детских садов, 47 специальных школ и школ-интернатов для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, с трудностями в обучении, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью.

Центральное место в функционировании системы специального образования занимают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.


— В 141 центре в текущем учебном году обучаются, получают раннюю комплексную помощь, коррекционно-педагогическую помощь 10 371 ребенок с особенностями психофизического развития, из них 4389 имеют инвалидность, — сообщили в ведомстве.

Ежегодно увеличивается количество детей, обследованных ЦКРОиР. Так, в последние два года эта цифра составляет почти 200 тысяч человек, из них более 170 тысяч дети с ОПФР, из которых более 75 тысяч выявлены впервые. Для сравнения: 2019/20 учебный год — обследованы 177 389 человек, 2020/21 — 122 105 человек.

В настоящее время во всех центрах оборудованы диагностические кабинеты, кабинеты ранней комплексной помощи. По всем направлениям деятельности ЦКРОиР используются лучшие методики и практики по работе с детьми с особенностями психофизического развития и с инвалидностью.


— Сегодня ключевым становится критерий «особые образовательные потребности» обучающегося. Принцип диагностической основы обучения всегда являлся одним из главных принципов образования детей с особенностями психофизического развития. Возрастает роль межведомственного взаимодействия при принятии решений об образовательном маршруте ребенка, взаимодействии специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и работников учреждений образования для обеспечения качественного пролонгированного диагностического сопровождения образовательного процесса обучающихся с особенностями психофизического развития, — обратили внимание в Минобразования, добавив, что организация деятельности самой комиссии также требует совершенствования, в том числе с учетом возможности создания диагностико-консультационных отделений, что предусматривает Кодекс об образовании.

В ведомстве подчеркнули, что учреждения образования необходимо продолжать оснащать специальными средствами обучения и учебным оборудованием: 

— В Год качества результативная и эффективная работа по совершенствованию качества и доступности образования для каждого ребенка с особенностями психофизического развития, его социализации и интеграции должна быть в центре внимания каждого руководителя учреждения образования.


ЦИФРЫ

Система специального образования Беларуси сегодня — это 236 учреждений специального образования. Кроме того, специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь дети с ОПФР получают в 2130 специальных группах и 2313 группах интегрированного обучения и воспитания учреждений дошкольного образования, 241 специальном классе и 5701 классе интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования, а также в 4018 пунктах коррекционно-педагогической помощи.

statkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter