У Максима Пучинского есть предложения, как сделать город более безопасным и комфортным для велосипедистов
Привести стандарты к общему знаменателю
Главной проблемой, которую необходимо решить для дальнейшего развития велодвижения, заместитель директора Минского велосипедного общества Максим Пучинский называет отсутствие единых стандартов и норм при реконструкции существующих и строительстве новых территорий:– Большинство документов, где прописаны задачи по совершенствованию велоинфраструктуры, носит декларативный характер. И при проектировании, например, нового района, застройщики не обязаны придерживаться рекомендаций. Чтобы двигаться дальше, необходимо на государственном уровне обязать подрядчиков позаботиться о наличии велодорожек, парковок.
Долгие годы активисты добивались того, чтобы на улицах города уменьшили высоту бордюрного камня. Сейчас на съездах с большинства тротуаров в Минске уже сделаны пологие спуски, для велолюбителей это большая победа. Но свободное передвижение на двухколесном транспорте осложняют и другие нерешенные вопросы, рассказывает Максим:
– Подземные переходы – боль велолюбителей. Представим ситуацию: вам нужно доехать от дома до работы. На пути следования таких переездов несколько. Каждый раз у перехода придется спешиться, спуститься, а после подняться с велосипедом, вес некоторых, к слову, доходит до двадцати килограммов. Не все способны справиться с такой физической нагрузкой. Желательно у тоннелей выделять участки, по которым проезжую часть можно пересечь наземно. Хорошие примеры – улица Притыцкого и проспект Независимости, с прошлого года улица Веры Хоружей, вдоль них можно проехать, не слезая с великов. А вот в районе площади Победы, Дзержинского и Партизанского проспектов найти наземный переход – задача со звездочкой.
Цель в 500 километров
С каждым годом в Минске увеличивается количество велосипедных дорожек, сегодня их общая протяженность составляет более 200 километров. В концепции развития велодвижения в Минске указано, что в городе должно быть 500 километров велосипедных путей. По мнению Максима Пучинского, достигнуть поставленной цели реально, если любителей горников и круизеров выпустить на автомобильные дороги:– Например, на улице Ташкентской восемь полос, их загруженность небольшая, в то время как на тротуарах много пешеходов и велосипедистов. Если на часть дорожного полотна можно будет выезжать на великах, это облегчит ситуацию. В прошлом году совместно с ГАИ реализовали пилотный проект: для движения двухколесного транспорта выделили полосу на проезжей части улицы Веры Хоружей. Установили делиниаторы, светофоры, нанесли разметку желтого и зеленого цветов. Создавать подобные «велоостровки» на дорожном полотне продолжим и в будущем.
По последним данным Минского велосипедного общества, в городе более 200 тысяч детских великов и самокатов и около 800 тысяч взрослых велосипедов. Горники, БМХ и круизеры, как и всякое транспортное средство, могут выйти из строя, но не у каждого дома есть набор инструментов, необходимых для устранения поломки. Для удобства велолюбителей в Минске установили десять станций велоремонта. Максим Пучинский уверяет, что эти точки технического обслуживания популярны среди горожан:
– На станции можно подкачать колеса, настроить тормоза и передачи, смазать детали. Летом появится еще несколько подобных мини-мастерских.
В Минске установлено десять станций для велоремонта
Гараж для круизера
У каждой третьей минской семьи есть велосипед. После покупки у многих возникает логичный вопрос: где его хранить? Одни крепят велики к стене, другие под парковку выделяют балкон. Отличным вариантов для тех, у кого дома нет лоджии и лишнего свободного места, стали велогаражи. Сейчас в городе работает около 20 боксов. Один из них появился по инициативе студентов Белорусского национального технического университета. Два года назад Евгений Рудский вместе с товарищами предложил построить велогараж рядом с общежитием вуза в Первомайском районе. Ребята сами разработали проект, составили список жильцов, которым необходимы были места, и обратились в администрацию Первомайского района и в «Зеленстрой». Власти инициативу поддержали, и уже в декабре 2018 года у жителей квартала «Магистр» появилась круглогодичная велопарковка. Останавливаться на одном гараже Евгений не собирается и планирует открыть подобные «хранилища» в каждом районе Минска:– Стены первого бокса выполнены из дерева, а крыша из легкого поликарбоната. С момента постройки материалы не деформировались, поэтому будем использовать их и при возведении других гаражей. Запустил сайт, на нем горожане могли отметить улицу, на которой не хватало велопарковки. Проехал по всем адресам, оценил ситуацию и отобрал десяток мест, где хотел бы установить боксы. Сейчас ведем переговоры с Мингорисполкомом.
На недостаток мест для хранения велосипедов обратили внимание и в Министерстве архитектуры и строительства. В ведомстве разрабатывают два документа. Они предусматривают создание специальных схем и концепций велосипедного движения, которые будут включать в том числе и пункты для хранения велотранспорта. В жилых домах для этих целей выделят специальные зоны во вспомогательных помещениях. При проектировании общественных и производственных объектов обязательным условием будет создание велопарковок. Утвердить новые нормативные документы в Минстройархитектуры планируют до конца года.
shestakevich@sb.by