В Ганцевичском аграрном колледже создали уникальные учебные тренажеры

С прицелом на будущее

Своими силами в Ганцевичском государственном аграрном колледже разработали и изготовили тренажеры, которые успешно используются для обучения будущих водителей, механизаторов и экскаваторщиков. Эти рационализаторские ноу‑хау позволяют существенно повысить уровень практической подготовки учащихся и не единожды отмечались наградами республиканских технических конкурсов.

Артем Кононович.

Техника для молодежи

В современном образовательном процессе различные тренажеры и симуляторы используются для обучения многим профессиям. И в Ганцевичском агроколледже, который с 1974 года готовит машинистов экскаватора, водителей и механизаторов, тоже решили, что дополнительные технические средства обучения для них лишними не будут.

— Теперь тракторы и автомобили настолько технически сложны, что эффективно работать на них без глубоких знаний и умений просто невозможно, — говорит директор агроколледжа Александр Трояновский.  

— Прикладываем все усилия, чтобы из стен нашего заведения выходили не просто обладатели дипломов, а полноценные специалисты. Как верно заметил ­Президент на одном из совещаний, где затрагивался вопрос подготовки рабочих кадров, высококлассный специалист решит любую проблему, а недоучка загубит дело.

Надо сказать, что в колледже создана хорошая материально‑техническая база, и она постоянно пополняется. Только за последние три года, по словам Александра Трояновского, учебное заведение получило два новых автомобиля МАЗ, трактор «Беларус» и погрузчик АМКОДОР:

— Наши учащиеся получают реальный опыт работы на технике, которая массово распространена в белорусских хозяйствах и на предприятиях. Но совершенству, как известно, нет предела. Люди со светлой головой и золотыми руками всегда найдут возможность, как сделать еще лучше.

И это стремление в колледже всячески поощряют. В частности, поддерживают и развивают исследовательскую деятельность учащихся по техническому профилю. Еще в 1978 году здесь появился кружок «Юный механик», затем он перерос в объединение по интересам «Изобретатель», бессменным руководителем которого является преподаватель специальных дисциплин и педагог дополнительного образования Николай Макатревич.

Николай Макатревич и Матвей Колесникович.

Эффективные пособия

Совместно со своими кружковцами Макатревич разработал и внедрил уже более восьмидесяти рационализаторских предложений. Среди них — различные тренажеры и технические стенды, которые активно применяются для производственного обучения. Так, участники объединения сконструировали стенды электрооборудования автомобиля и трактора, системы световой и звуковой сигнализации, тренажеры экскаватора, рулевого управления и много чего другого.

— Подобные тренажеры и стенды отлично подходят для освоения учащимися первичных профессиональных умений и навыков, — рассказывает преподаватель. — Ведь они позволяют обучать безопасным приемам работы в любых, в том числе нестандартных ситуациях, без риска причинения вреда здоровью или повреждения дорогостоящей машины.

Особую гордость педагога вызывают тренажеры‑манипуляторы одноковшового экскаватора с механическим приводом. Они были созданы в 2016 и 2017 годах и с тех пор регулярно используются для производственного обучения будущих экскаваторщиков. Кстати, в свое время эти тренажеры заняли первое место в номинации «Лучшее учебно‑наглядное пособие» на областном слете технического творчества учащихся системы профтехобразования и получили высокую оценку специалистов на аналогичном республиканском мероприятии.

Дмитрий Кохнович.

— С помощью этих тренажеров учащиеся получают наглядное представление о принципах работы экскаватора, отрабатывают навыки управления машиной и выполняют основные операции рабочего цикла: копание, подъем, поворот, выгрузку, обратный поворот, — обращает внимание Николай Макатревич. 

— И когда ребята садятся в кабину реального экскаватора, то уже не теряются. Мы специально проводили исследование, насколько быстрее учащиеся осваивают настоящую технику после работы на тренажерах. Так вот, в группе машинистов экскаватора, прошедших такую подготовку, средний балл успеваемости на производственном обучении составлял 6,5, а в контрольной группе — 5,5 балла.

И при таком заметном повышении качества подготовки учащихся колледж практически не несет каких‑то дополнительных серьезных затрат, подчеркивает Николай Макатревич:

— Экономический эффект от использования тренажеров собственной разработки весьма ощутим. Возьмем для сравнения наш тренажер — манипулятор экскаватора, который изготовлен в 2016 году. На тот момент в Беларуси подобные не выпускались, но можно было приобрести тренажеры российского производства со схожими характеристиками — «Экскаватор‑студент» и PASKAL — по цене соответственно более восьми и почти шесть тысяч рублей. Себестоимость же нашего за счет применения подручных средств не превысила и 200 рублей. По остальным тренажерам и стендам соотношение в цене наших и заводских будет примерно таким же.

Петр Фещенко.

Навыки рационализаторства

Основываясь на личном многолетнем опыте, педагог уверен: техническое творчество молодежи помогает выявлять перспективных изобретателей и рационализаторов.

— В нашем объединении ребята сами выдвигают идеи, разрабатывают проект и конструируют изделия, поэтому все участники кружка умеют хорошо обращаться с различными станками и профессиональным электроинструментом, выполнять сварочные и слесарные работы, — рассказывает Николай Макатревич.

В копилке достижений учащихся колледжа немало наград за удачные технические разработки. К примеру, за 2011 — 2023 годы семнадцать участников объединения «Изобретатель» становились победителями конкурса «Лучший молодой рационализатор системы профессионального образования Брестской области». Матвей Колесникович, получивший это звание в прошлом году, доволен, что во время учебы в колледже у него появилась такая отличная возможность развить свои технические способности:

— Николай Адамович всегда настраивает нас творчески подходить к решению любой технической задачи. Ведь все собственные разработки мы делаем с нуля своими руками, а не копируем уже готовые решения. Вполне допускаю вариант, что после окончания колледжа и отработки продолжу обучение по инженерной специальности.

Сам Николай Макатревич также неоднократно удостаивался звания «Лучший рационализатор системы образования Брестской области». А в 2020 году за вклад в развитие технических способностей учащихся награжден премией специального фонда ­Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

— Александр ­Лукашенко не раз говорил о необходимости на деле укреплять связку всех уровней образования, о важности подготовки инженерных кадров, — подчеркивает педагог. — Я рад, что немало моих выпускников‑кружковцев впоследствии поступили в технические вузы и получили инженерные специальности. Полученные у нас в колледже навыки рационализаторства однозначно помогают им быстрее освоиться на том производстве, где они работают после получения диплома.

poplavskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter