Покупка отечественных товаров защищает потребителей от неприятных неожиданностей

С повышенной гарантией

В чем яркое отличие нашего потребительского рынка? В его безопасности. В стране выстроена эффективная система по защите внутреннего рынка от проникновения опасной продукции, которая не соответствует техническим регламентам ЕАЭС. В первом полугодии субъектам хозяйствования, допустившим нарушения, направлено более 500 предписаний о запрете ввоза и обращения 826 наименований опасной продукции. Прекращено действие почти 500 документов об оценке соответствия продукции техрегламентам ЕАЭС. Риск-ориентированный подход, используемый в Беларуси в надзоре за рынком, позволяет выставить надежный барьер для попадания на полки товаров от недобросовестных производителей и поставщиков. Об этом мы поговорили с представителями Госстандарта.

Ольга Башун, инженер-химик 1-й категории Белорусского государственного института метрологии.
Фото из архива «СБ»

Есть у Беларуси одно преимущество, которым на самом деле могут похвастаться немногие страны: надежная безопасность потребительского рынка. На нем нет места товарам, не соответствующим обязательным требованиям безопасности и заявленным в маркировке свойствам. Если такие выявляются, то их реализация запрещается, а в случае угрозы жизни и здоровью потребителей выдается запрет на ввоз и обращение на территории страны. Опасная продукция изымается из обращения. Таковы правила игры для всех.

Отечественные производители четко соблюдают все технические регламенты: к этому их приучили. Конечно, бывают инциденты, попадаются и недобросовестные компании. Но это скорее исключения. По большому счету можно к нашему бренду «Сделано в Беларуси» добавлять «проверено в Беларуси». Надо признать, что именно из-за границы к нам пытаются завезти не самую безопасную продукцию. А потому не логичнее ли отдавать предпочтение отечественной? Все-таки наши производители обычно ведут себя прилично. 

Пожалуй, предпосылки к снижению уровня безопасности и качества товаров в глобальном масштабе появились еще во время пандемии. Перебои с той или иной продукцией, ажиотажный спрос на некоторые позиции, локдауны и остановки с неизбежными убытками, которые так или иначе предпринимателям хочется возместить, и не всегда благовидными способами… Работа контролирующих (надзорных) органов во время жестких ковидных ограничений во многих регионах была невозможна в принципе. К тому же в ряде стран для стимулирования бизнеса вообще вводили моратории на проверки. Компетентные органы иной раз могли прийти только при уверенности, что создается реальная угроза жизни и здоровью потребителей. Словом, имеем то, что имеем: безопасность потребительского рынка, прямо скажем, за последние два-три года снизилась в среднем по планете. И постоянно вспыхивают в той или иной стране скандалы с отравлениями. Иногда, увы, летальными. 

Начальник лаборатории испытаний продукции по параметрам энергоэффективности БелГИСС.
Фото из архива «СБ»

Технические регламенты распространяются на все страны — члены ЕАЭС. Но штука в том, что иногда строгость требований компенсируется возможностью их несоблюдения. К сожалению, у наших коллег по союзу лазеек иной раз достаточно много. Участники рынка утверждают, что их количество увеличилось после февраля прошлого года, когда в рамках противодействия санкциям появились варианты поставки и по параллельному импорту (в Россию) и начались активные процессы замещения некоторых западных товаров, сырья, комплектующих на аналоги производителей из других стран. Многие метаморфозы происходили в спешке. Поэтому иной раз эта продукция попадала на территорию ЕАЭС без документов о соответствии требованиям безопасности. Или они были, но испытания проводились не в полном объеме, с нарушением методик. Или не проводились вообще. К сожалению, серый рынок сертификатов искоренить в ЕАЭС пока не удалось. Хотя процесс движется в позитивную сторону. И не без деятельного участия Беларуси. 

Дело в том, что у нас создана эффективная система контроля за соблюдением правил игры на потребительском рынке. В рамках своих компетенций надзор осуществляют Госстандарт, а также министерства здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия и по чрезвычайным ситуациям.

Областные инспекции Госстандарта проводят проверки и мониторинги, выявляют рисковые товары, назначают в установленном порядке соответствующие испытания. Благо, этому направлению в стране уделялось должное внимание, поэтому создана достаточно мощная лабораторно-исследовательская база. Контроль риск-ориентированный: занимаются в первую очередь субъектами хозяйствования и поставщиками, у которых велика вероятность совершения нарушений законодательства. 

Будем откровенны: попыток протащить на наш рынок сомнительную продукцию немало. В прошлом году инспекции Госстандарта выдали более 900 предписаний о запрете ввоза и обращения 1381 наименования опасной продукции. За тот же период было проанализировано свыше 3 тысяч документов об оценке соответствия. И более 80 процентов из них выданы с нарушениями. Треть из этих документов аннулировали сами органы по оценке соответствия, когда им указали на ошибки. Действие еще более тысячи документов было прекращено на территории Беларуси. Проведенный контроль за изъятием из обращения субъектами хозяйствования выявленной опасной продукции показал, что более половины ее было утилизировано. Остальная — возвращена поставщикам или производителям и только 3 процента было доработано до действующих норм и возвращено в оборот. 

Ведущий инженер УП «Центр испытаний и сертификации ТООТ» Татьяна Лопандина.
Фото Алексея Вязмитинова

Сотрудники инспекций могут рассказать много разных историй. Были попытки ввезти в страну чаи с недопустимым синтетическим красителем. Сладости и газировку, в производстве которых использовались запрещенные техническими регламентами вещества. Нередко приходится сталкиваться с обманом потребителей. Например, икра лососевых рыб. Вместо натуральных икринок в банку закатывали имитацию из альгенатной оболочки с искусственным наполнителем. К тому же отсутствовали документы об оценке соответствия. Есть и другие аналогичные примеры. Кстати, это не белорусская, а импортная продукция. 

Начальник Витебской областной инспекции Госстандарта Оксана Мурашкевич убеждена:
попытки ввоза и реализации опасной и не соответствующей техническим регламентам продукции не только несут опасность для здоровья потребителей, но и являются прямой угрозой национальной экономической безопасности. Неподобающий импорт формирует среду недобросовестной конкуренции на потребительском рынке. И ее нашим добропорядочным производителям выиграть зачастую сложно.
Чтобы обеспечить полную собственную безопасность как потребителя, наиболее логично не соблазняться низкой ценой, а ориентироваться на отечественного производителя. Конечно, и у белорусских компаний случаются нарушения. Но это скорее исключение. Наши органы по оценке соответствия проводят исследования продукции перед выдачей соответствующих документов со всей добросовестностью. И не торгуют липовыми документами, рискуя репутацией. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Бурак, заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации:

— Без соответствия техническим регламентам ЕАЭС допуск продукции на территорию Беларуси невозможен. В этом направлении мы системно работаем. В сфере компетенции Госстандарта находится 36 технических регламентов ЕАЭС из 47 действующих. 

При выявлении нарушений в соответствии с законодательством применяем ограничительные меры по отношению к небезопасной продукции и недобросовестным участникам рынка. Отмечаем случаи, когда запрещенную к обращению в республике продукцию некоторые субъекты пытаются реализовывать через интернет-площадки. Мы разработали и применяем соответствующие методологии по выявлению таких каналов и пресечению реализации на них опасной продукции. Крупные маркетплейсы, как правило, блокируют на своем уровне поступление таких товаров на наш рынок, в том числе пользуясь открытым ресурсом «Опасная продукция» и тематическим телеграм-каналом.

Очень большое внимание уделяем документам об оценке соответствия и организациям, которые их выдают. Сегодня мы знаем особенности работы многих органов по оценке соответствия на территории ЕАЭС, понимаем, какими исследовательскими возможностями и специалистами какой квалификации они обладают. Отслеживаем, какие компании, оказывающие услуги по оценке соответствия, реально существуют и работают, а какие являются подставными или вообще их не существует. И количество нарушений, которые выявляем, свидетельствует не о том, что продукция стала более опасной, а о качестве нашей работы. Такие нарушения можно отнести к латентным: чем эффективнее работает система контроля (надзора), тем больше их выявляется. В какой-то степени своей деятельностью мы оказываем влияние и на чистоту потребительских рынков всех государств ЕАЭС. По законодательству ЕАЭС информируем наших коллег о нарушениях, выявленных у организаций, осуществляющих оценку соответствия. И они принимают оперативные меры реагирования. В целом сейчас разрабатывается единая нормативная база в рамках ЕАЭС по контролю за соблюдением соответствия продукции техническим регламентам. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter