«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», – говорил Редьярд Киплинг. И пусть английский писатель жил и творил около века назад, его суждения актуальны по сей день. Мы все чаще слышим в привязке к слову «образование» прилагательное «качественное». Задались вопросом: в чем же выражается это качество и как его измерить?
Это вам не камеры хранения
Поинтересовалась у школьников, как они понимают термин «качественное образование». Чаще всего опрошенные говорили, что это возможность получить знания по учебным предметам, достаточные для поступления в высшее учебное заведение. Но школа – это больше, чем подготовительный этап перед вузом, размышляет студент Белорусского государственного университета Владислав Печуренко:
– Аттестат получил в этом году, от школы у меня остались лишь приятные воспоминания. С удовольствием шел на уроки и общался с учителями. Спасибо им за знания, благодаря которым поступил на бюджет. Но еще больше благодарен за то, что педагоги старались воспитать нас разносторонними личностями. На мой взгляд, это одна из характеристик качественного образования. Именно учителя помогли открыть ораторские способности, научили находить нестандартные решения и мыслить творчески.
С тем, что школа должна выдавать выпускнику аттестат зрелости, отражающий его успеваемость, но и подготавливать к самостоятельной жизни, согласна и мама двоих детей Любовь Гайдук из Витебска:
– С 1-го по 11-й класс ученики не только учатся решать задачи, проводить лабораторные опыты и ставить запятые в нужных местах. Ребята накапливают коммуникативный, межличностный опыт, который непременно пригодится. Не многим в будущем понадобится знание валентности химических элементов в отличие от умения налаживать контакты, отстаивать свою точку зрения.
Но не одна лишь школа должна отвечать за качественное образование ребенка, продолжает Любовь:
– Удобно переложить на кого-то груз ответственности за сына или дочку. Детский сад и школа – это не камеры хранения, где можно оставить детей до совершеннолетия. Нужно говорить с ребенком, объяснять, что учится он не для мамы и папы, а для себя. И чем раньше начинать такие диалоги, тем лучше. Как измерить качество образования? Вопрос сложный. Наверное, это симбиоз педагогов с высокой квалификацией и мотивированных учеников.
Знаю, но объяснить не могу
Глубоко раскрывать материал, учить анализировать, учитывать индивидуальные способности отдельного ученика – в этом учитель математики с 48-летним стажем Татьяна Напольских из Гродно видит основные составляющие понятия «качественное образование»:
Над качеством подачи материала молодым учителям стоит работать с первого дня в должности, добавляет Татьяна Львовна:
– В математике и во многих других предметах темы между собой взаимосвязаны. Упустив какой-то один момент, вероятность того, что на следующих уроках школьник не поймет, о чем говорит педагог, высока. Лучше подольше остановиться на одном параграфе, изучить его вдоль и поперек, чем в будущем вновь к нему возвращаться.
Что скажет посол?
«Качественное образование – это набор базовых знаний, необходимых для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда», – такое определение дает студент Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Никита Рачиловский. Будущий учитель истории уверен, что задача любого учреждения образования – дать удочку, а воспользоваться ей или нет, решает сам школьник или студент. Никита изучил тему, потому что, как молодежный посол Целей устойчивого развития представляет Цель № 4 – «Качественное образование»:
Никита напоминает, что сам по себе диплом не гарантирует высокую зарплату и быстрое продвижение по карьерной лестнице. Чтобы получить ожидаемые дивиденды, нужно приложить усилия:
– Каждый должен быть заинтересован в том, чтобы расти и развиваться. Не понял какую-то тему на занятии – подойди к педагогу и попроси объяснить еще раз, а когда вернулся домой, не проводи вечер в соцсетях, а открой учебник и попробуй разобраться. Роль учителя также крайне важна. Кому будет интересно слушать лекцию о том, почему Америка вступила во Вторую мировую войну, зачитанную сухим языком из учебника? Нужно добавлять больше интерактива, приводить интересные факты, держать фокус внимания.
shestakevich@sb.by
Фото БЕЛТА