С огромным успехом прошла интернет-трансляция оперы Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха»

Ее посмотрели тысячи людей в разных странах. Отклики сплошь восторженные.


– О, спасибо большое Большому! – пишет Майя Михайловна из Минска. – А я вам хотела вопрос задать, можно ли ее выложить, по поводу этой записи. Помню, в детстве случайно включила телевизор и уже не смогла оторваться.

Да, тридцать лет прошло с тех пор, как Белорусское телевидение сделало запись легендарного спектакля Большого театра оперы и балета БССР «Дикая охота короля Стаха».  Может быть, этих съемок и не случилось бы, но совместное творение композитора Владимира Солтана, либреттиста Светланы Климкович, режиссера Вячеслава Цюпы, дирижеров Ярослава Вощака и Александра Анисимова и сценографа Эрнста Гейдебрехта было выдвинуто на соискание Государственной премии БССР. Вместе с исполнителями главных ролей Натальей Костенко (Надежда Яновская), Виктором Скоробогатовым (Белорецкий) и Владимиром Экнадиосовым (Дубатовк) они удостоились Государственной премии 1990 года.

– Идея оперы возникла у меня примерно в 1985 году, – вспоминал позднее заслуженный артист Беларуси Виктор Скоробогатов. –  Года полтора я носил эту идею в себе, а затем предложил ее композитору Владимиру Солтану.  После того, как он показал мне несколько готовых фрагментов, мы обратились к либреттисту Светлане Климкович и дирижеру Ярославу Вощаку. Солтан проиграл ему написанные отрывки. Ярослав Антонович внимательно слушал. Было видно, что музыка его тронула. Он сказал, что должен сперва перечитать Короткевича.  Спустя три дня мы вновь собрались в его квартире, и Ярослав Антонович торжественно произнес: «То, что я услышал прошлый раз, согласуется с образами повести Короткевича. Я согласен начать эту работу».


В июне 1987 года начатая работа была представлена художественному совету Большого театра. Идею поддержали и дирекция, и Министерство культуры БССР.

– Опера писалась так, – вспоминал Скоробогатов. – Солтан приходил к Ярославу Антоновичу как студент к профессору. Тот определял задачи, они их обсуждали, потом Володя писал очередной фрагмент. Менее чем за год опера была готова.

В феврале 1989 года избранные страницы «Дикой охоты короля Стаха» впервые прозвучали в Клубе друзей оперы. Клуб, костяк которого составляли ученые и инженеры из Академии наук, встретил новое сочинение восторженно. До премьеры оставались считанные недели…


И тут страшнейший удар. 2 марта 1989 года умирает от рака народный артист СССР Ярослав Антонович Вощак.

– Он тогда уже почти все время лежал в онкологической клинике в Боровлянах, – вспоминал Скоробогатов. – Он знал, что умирает, но, приехав на «скорой помощи» на спевку или корректуру, вел себя как обычно – темпераментно, требовательно и мудро, спуску не давал ни себе, ни нам. Вощак очень хотел провести премьеру сам. Его жена потом говорила, что работа над оперой держала его в этом мире сильней, чем лекарства.

Всего месяц не дожил Ярослав Антонович до премьеры. Выпавшую из его рук дирижерскую палочку подхватил Александр Анисимов. В ту пору он был главным дирижёром Пермского академического театра оперы и балета, но в Минске его хорошо помнили, ведь в 1980-1984 годах он работал на той же должности в Минске.

– Вощак тогда уже был тяжело болен, – вспоминает народный артист Беларуси Александр Анисимов. – Ко мне в Пермь приехали гонцы и сказали, что нужно срочно ехать. Я говорю: «Хорошо, мне это интересно!» Потому что они сыграли мне эту музыку, и я понял, что это потрясающее произведение, и я хочу его поставить. Я приехал, застал еще живым Вощака, но буквально через какие-то недели его не стало. Я продолжил его работу и практически выпустил этот спектакль.

Премьера состоялась 6 апреля 1989 года. По ощущениям это был взрыв бомбы.  Потрясающая музыка, постановка, великолепные молодые артисты, изысканная романтичная сценография, костюмы – все сливалось в единый мощный аккорд. Публика неистовствовала, аплодисменты длились минут пятнадцать, и на последующие спектакли билетов было не достать

– Вощак был великий драматург, – вспоминает хормейстер этой постановки народная артистка Беларуси Нина Ломанович. – У него всё было выстроено, ничего лишнего.


Тем не менее, есть свои минусы в том, что музыку Солтана изрядно сократили.

Были планы заново поставить «Дикую охоту…» в более полной редакции – увы, без участия композитора, который трагически погиб под колесами автомобиля 1 июня 1997 года. Еще в 2018 году «Белорусская капелла» закончила восстановление настоящего авторского клавира. Все постановочные работы планировалось завершить к 90-летию со дня рождения Владимира Короткевича, которое будет праздноваться 26 ноября 2020 года.

Жизнь внесла в эти планы свои коррективы. Но уверена, шедевр Владимира Солтана обязательно вернется на сцену.

Фото предоставлены Большим театром Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter