С 1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. О том, что изменилось, мы попросили рассказать экспертов, принимавших участие в его разработке.
Председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько:
«Разработка нового Таможенного кодекса велась с 2013 года рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства, а также созданной при ней экспертной группой. В их состав вошли не только представители органов государственного управления государств — членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии, но и представители бизнес–сообщества. Впервые документ такого уровня и значимости согласовывался с предпринимателями, чьи интересы он затрагивает, а заложенные в нем новеллы поддержаны бизнес–объединениями.
Именно поэтому определенную важность приобретает компромиссность данного документа. В нем учтены предложения как государственных органов, так и представителей бизнеса с учетом совместных решений, выработанных по спорным вопросам.
По итогам внутригосударственных согласований проекта Таможенного кодекса в Евразийскую экономическую комиссию поступило порядка 2100 замечаний и предложений, из них около 25% — от белорусской стороны. Например, белорусские концепции автоматической регистрации таможенной декларации, автовыпуска, сокращения сроков выпуска товаров и другие нашли отражение в окончательной редакции Кодекса.
В новом документе нормативно закреплены положения об официальных отношениях консультативного характера между таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями.
Кодекс базируется на передовой международной практике таможенного администрирования, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли.
Единое таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе теперь основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу, применения современных методов таможенного контроля, основанных на системе управления рисками, максимального использования прогрессивных информационных технологий в деятельности таможенных органов, гласности в разработке и применении таможенного законодательства ЕАЭС и его гармонизации с общепризнанными нормами международного права».
Первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Орловский:
«Положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определен приоритет электронного таможенного декларирования. Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе теперь исключение, а не правило. Кроме того, положениями документа реализована возможность совершения таможенных операций не только должностными лицами таможенных органов, но и информационными системами. Это позволит применять технологии автоматических регистрации таможенных деклараций и выпуска товаров, а также проводить отдельные формы таможенного контроля в автоматическом режиме без участия должностных лиц таможенных органов.
Еще одним важным для субъектов хозяйствования изменением является сокращение срока выпуска товаров. Отныне он должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации декларации. Также необходимо отметить, что субъекты хозяйствования, поставляющие товары своим постоянным контрагентам за пределы таможенной территории ЕАЭС, смогут воспользоваться периодическим таможенным декларированием, порядок осуществления которого определяется в соответствии с законодательством, принятым в развитие положений кодекса».
Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Сергей Полудень:
«В соответствии с новым Таможенным кодексом расширяется перечень процедур, в которых определение стоимости товаров не требуется. Так, наряду с процедурой таможенного транзита в новый перечень попадают процедуры склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальная процедура.
С 1 января 2018 года уже не требуется принятие отдельного решения в отношении таможенной стоимости товаров. После проведения контроля сведений, заявленных в таможенной декларации, товар либо выпускается в заявленной процедуре, либо в сведения о стоимости товаров вносятся необходимые изменения. Декларант теперь имеет возможность предоставить пояснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки документов, в дополнение к ранее направленным документам, что не предусмотрено действующим законодательством.
Также для унификации и упрощения подходов к проведению таможенного контроля до выпуска товаров решено отказаться от отдельной контрольной процедуры для таможенной стоимости товаров — дополнительной проверки.
Таким образом, новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза унифицирует и упрощает процедуру контроля таможенной стоимости, равно как и иных сведений, заявляемых в декларации на товары. Упрощения никоим образом не ограничивают право таможенных органов проводить контрольные мероприятия и запрашивать необходимые документы и сведения при наличии признаков нарушения законодательства».
Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Николай Свирид:
«В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза существенное развитие получило предварительное информирование. Состав предварительной информации разделился на два вида. На информацию, которая будет предоставляться в обязательном порядке для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. И предварительную информацию для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая предоставляется по желанию участника внешнеэкономической деятельности.
Предварительная информация может представляться в виде электронного документа. Кроме того, предварительная информация, представленная в таком виде, может использоваться при совершении таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию союза, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также при совершении иных таможенных операций. После прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза заинтересованное лицо должно заявить о своем намерении использовать такую информацию в качестве того или иного таможенного документа. Это заявление может быть также в виде электронного документа.
Такая возможность расширяет практику применения предварительного таможенного декларирования и способствует оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, так как декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под таможенной процедурой таможенного транзита, для заблаговременной подачи декларации на товары».
Подготовила Елена БОБРОВА.