Прыжки с парашютом в одиночку и в тандеме, видеосъемка на высоте 2 тысячи метров над землей, обзорные экскурсии на самолете... Казалось бы, где, как не в аэроклубе, можно получить порцию незабываемых ощущений, пощекотать себе нервишки. Но востребованы ли эти услуги и может ли региональный клуб реально на них заработать? За ответами собкор «СБ» отправилась в Новое Пашково, что под Могилевом.
Легкие и маневренные Яки, Аны... Могилевский аэроклуб, основанный еще в 1935 году, — один из немногих, кому удалось сохранить летный парк. Сегодня тут обучают спортсменов–летчиков, курсантов Военной академии, парашютистов. Директор клуба Иван Касим уточняет:
— Аэроклубы в нашей стране профильные. В Минске и Витебске — вертолетные, в Бобруйске — планерный, наш — самолетный. Вертолеты у нас тоже были. В 90–е, после развала Союза, из–за отсутствия топлива вынуждены были переучиться на вертолетчиков, тушили лесные пожары. Но в 1996–м вернулись к самолетам.
В Могилевском аэроклубе, который называют лидером самолетных пилотажников, на летном поле в кабине Яка застаю курсанта Военной академии Глеба Акулича. 20–летний парень уже налетал около 100 часов:
— Самое интересное, когда надо выполнять в небе сложные элементы: бочку, штопор, петлю. Ощущения непередаваемые, дух захватывает!
Получить порцию драйва в аэроклубе может любой. Глеб подарил двоюродной сестре на 18–летие прыжок с парашютом. Диана «падала в облака» в тандеме с опытным инструктором, а его коллега, стартовавший следом, снимал на видеокамеру — на память.
Прыжок с парашютом в качестве подарка — не редкость. Только в прошлом сезоне — он длится с апреля по октябрь — в Могилеве «спустились с небес» 170 человек. 75% — с инструктором. Хотя прыжок в тандеме с высоты более 2,5 тысячи метров намного дороже, чем одиночный, — 200 рублей. Одиночка, прыгающий с 900 — 1.000 метров, платит всего 85. Если лететь с мастером и заказать видеосъемку — удовольствие потянет уже на 260 рублей.
Начальник штаба Людмила Павлова, в прошлом летчик–инструктор, рассказывает:
— Прыгают и молодые, и пожилые. Если нет проблем со здоровьем и весишь не более 90 кило — пропуск в небо тебе обеспечен. У новичков эмоции зашкаливают. На их лицах наблюдаешь гамму чувств: от неуверенности и волнения, когда они ныряют в воздушную бездну и 20 секунд падают вниз, до восторга и оглушительной радости от ощущения парения, когда парашют уже раскрылся. Прыжок длится минуты 4, а адреналина — полные сосуды. После приземления все собой гордятся: «Ура, я смог!» Бывают и смешные моменты. Одна дама привела мужа, оплатила одиночный прыжок. А когда самолет с ее супругом на борту поднялся на крыло, язвительно заметила: «Пусть знает!» Будто не порадовать благоверного, а наказать за что–то решила.
На парашютистах аэроклуб много не заработает. Другое дело — обзорные полеты или обучение пилотированию. Только вот заплатить «за небо», чтобы парить над городом с асом–пилотом или сидя за штурвалом, могут себе позволить немногие.
Касим вспоминает:
— В лихие 90–е к нам не раз приезжали бритоголовые ребята с девицами, пачки денег совали: кружите нас, кружите. В небе они готовы были «гулять» часами. Только мы тогда подобных услуг не оказывали. Теперь богатых клиентов — единицы.
Десятиминутный ознакомительный полет на Яке стоит около 100 рублей. Час — 610. Сколько будешь в небе — зависит от твоих финансовых возможностей. За год Могилев и окрестности с высоты птичьего полета увидели всего человек 30. Отзывы — сплошь восторженные. Многие хотели бы повторить небесный вояж, да не могут себе позволить такой роскоши. Впрочем, есть в аэроклубе постоянный клиент. Приезжает каждый сезон из Минска, чтобы часок полетать над городом.
Самолетный спорт вообще один из самых дорогих. Себестоимость полета (летают тут на 95–м бензине) высока. Минута в небе — минус полтора литра в баке. Плюс отчисления на ремонт самолета, зарплату инструкторам. Капремонт Яка — он обязателен через 500 — 600 часов полета — обходится в 80 тысяч долларов. А стоит новенький Як около 300 тысяч. Так что желающих освоить пилотаж за несколько лет было всего трое.
Чтобы получить допуск к самостоятельным полетам, надо пройти «курс молодого бойца»: изучить конструкцию самолета и двигателя, освоить такие дисциплины, как аэродинамика, воздушная навигация и метеорология, а еще — правила поведения в полете и действия в аварийной ситуации. Это — 130 часов теории и 30 обязательной практики. Час, проведенный в воздухе, — это 300 долларов. Полный курс обучения — около 10 тысяч.
— Платят частники по факту: отлетал 5 часов — внес деньги в кассу, — объясняет Иван Касим. — Страхуем не себя, а их. Ведь может случиться, что «на выходе» окажется: человек не может летать сам. Был такой. Сперва в Москве учился, кучу денег отдал, потом к нам пришел. Много часов налетал, но все без толку. Не получалось у него самостоятельно посадить самолет. А это самое главное. Взлететь легко, приземлиться — сложно. Надо контролировать скорость, высоту, чувствовать и машину, и землю. Жаль было мужика, но мы не могли ему выдать доступ на самостоятельные полеты. Так в летной книге и записали.
Раньше после обучения выпускники–частники должны были пройти обязательный экзамен в Москве, в департаменте по авиации. Теперь могут это сделать и в Минске. Деньги же, которые они перечислили клубу за обучение, идут на развитие спорта: парашютного, авиамодельного, самолетного. Есть при клубе музей техники под открытым небом, где представлены вертолет Ми–2, Як–52, Су–27 и самолет–разведчик Су–24. А недавно сюда привезли старенький Ту–124, списанный еще в 80–е годы, и много лет проработавший в городском парке аттракционов. Отремонтируют — создадут внутри музей аэроклуба.
А развивать воздушный туризм тут будут и дальше. Ведь хоть эта услуга, как и обучение пилотированию, пока не слишком востребована, здешние сотрудники уверены: люди, влюбленные в небо, будут всегда. А ради мечты никаких денег не жалко.
Кстати
Могилевский аэроклуб гордится богатой историей и выдающимися спортсменами. Командир звена Дмитрий Пащук — бронзовый призер чемпионата Европы, замдиректора Виталий Шамардин — призер чемпионатов Беларуси, Украины и России. На счету Галины Ракович более 10 тысяч прыжков с парашютом. Начальник аэроклуба — тоже профессионал, постоянно поднимается к облакам. Как–то летал с шоуменом Леонидом Якубовичем, который был гостем фестиваля в Могилеве. Ведущий «Поля чудес» давно имеет летные права и, по словам Ивана Касима, управляет крылатой машиной мастерски.
kislyak@sb.by
Фото БЕЛТА.
Может ли региональный аэроклуб заработать на туристах
С неба деньги не падают
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.