Вообще, здоровье у подельницы организатора преступной группировки — дай бог каждому. Так орать, как она, с утра и до вечера, у любого давление подскочит.
Давайте присмотримся к «герою». В его окружении всякое рассказывают. К примеру, что с 1990‑х был близок к наркотикам. Сам, поговаривают, в кулуарах хвастался, мол, именно на нарковеществах заработал начальный капитал для открытия службы такси в Волковыске. Конкурентов, по слухам, устранял жестко. Били, вывозили за город… Бывало, человек даже разово выехал подзаработать — Коле тут же стуканули, и «таксисту» уже никакие деньги не нужны. Говорить об этом в открытую люди боялись, 90‑е.
В 2006‑м был осужден на 3,5 года с конфискацией имущества за уклонение от уплаты налогов и ведение предпринимательской деятельности без лицензии. К взысканию назначили сумму более 350 млн белорусских рублей. Конфисковали 13 машин, квартиру и два склада, оставив осужденному дом, автобазу, несколько авто такси и отдельное здание. (Своя служба такси была у Автуховича с мая 2002‑го.)
В мае 2010‑го получил еще пять лет колонии за незаконное хранение охотничьего ружья и патронов. В 2014‑м вышел на свободу. Не сказать, что с чистой совестью. Судя по поступкам, там ею и не пахло. В общем, вышел, хотел вернуться к перевозкам и прежним методам «работы». Но времена изменились. С такими, как Коля, дел иметь не спешили.
О многом говорит даже тот факт, что пока преступник сидел, толпы визитеров к нему не ломились. Хорошо, если мама на свидание иногда приезжала.
Кстати, во время отсидки пытался Николай пробиться под крыло одного из «воров в законе». На многое был готов, лишь бы отдаться в крепкие руки. Пробовал также «подружить» криминалитет с независимыми от логики СМИ. Да только и тут осечка. За ненадобностью. Николая.
Лепить из уголовника Автуховича «политзэка» начали еще на его первом сроке. Видимо, какую‑никакую, а перспективу в нем все же рассмотрели. Хотя материал Коля трудный, поэтому быстро разочаровал. Зато сам втянулся: после освобождения в 2014‑м стал рьяным «правозащитником».Создал контору «ТаймАкт», гнездилась она в офисе так называемого независимого профсоюза РЭП (недавно признан экстремистским формированием). Прибивало к Колиному берегу разное. Например, отсидевшего за многоэпизодную (6 потерпевших мальчиков) педофилию режиссера А. Туровича, сейчас в колонии за мошенничество… Однако даже окружение смутно понимало, чем, в принципе, занималась «правозащитная» конторка. Банально доила западных доноров?
Осенью 2020‑го у «правозащитника» появились деньги. И группировка, готовая совершать особо тяжкие преступления. Автухович, кстати, не скрываясь, искал источники финансирования для протестов, свержения власти силовым путем и т.д.«Как, вот так вдруг человек взял да и стал террористом?» — спросит, возможно, кто‑то. А почему, собственно, вдруг? Он всегда был таким, быдло‑бандитом и агрессором. Об этом прямо говорят знающие его люди и подтверждает рассматриваемое сейчас Гродненским облсудом уголовное дело. Автуховичу, напомню, инкриминировано 12 статей УК, шесть из которых — особо тяжкие преступления.
С чего ж теперь, в суде, изображает благородство? Выпустите, требует, из‑под стражи «больную женщину». А остальным в клетке, стало быть, остаться? И почему Николай не рассказывает, как впутал в криминальную историю всех этих людей? А, точно: тогда ходатайств заявлять было некому и видеокамеры не снимали. А главное — Коле нужны были исполнители, и плевать он на них хотел. Да и сейчас тоже. Да, и еще. Рецидивисту очень хотелось, чтобы его ходатайство обвиняемые встретили аплодисментами, но увы.
…Особым умом Автухович никогда не отличался, на оппо‑конференциях говорить красиво не умел. Потому, плотно слившись с «оппозицией» и попутно начав прислуживать украинским спецслужбам, Николай банально занял ту нишу, на которую сгодился, — экстремистская пропаганда, поджоги, подрывы, терроризм.
В общем, не мужик ты, Автухович, а…
gladkaya@sb.by