Легендарная рок-опера Алексея Рыбникова, отмечающая в этом году 40-летие, возвращается на белорусскую сцену

С надеждой на «Авось»

Совсем скоро, уже в апреле, в репертуар Белорусского государственного академического музыкального театра вернется легендарная рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона» и «Авось». В прежней версии спектакля, который периодически показывали почти 15 лет, в роли графа Резанова, кроме всех прочих, блистал тогдашний художественный руководитель и театра, и проекта заслуженный артист Беларуси импозантный Алексей Исаев. И об этой постановке композитор отзывался весьма восторженно.

Первая версия рок-оперы «Юнона» и «Авось» шла на сцене музыкального театра 15 лет.

Алексей Рыбников не скрывал: «Ваш спектакль меня приятно удивил. Это звучало по-настоящему. Солистки, исполнявшие арию Богоматери (Леся Лют и Илона Казакевич. — Прим. авт.), отличные профессионалы. 25 лет назад так пела одна только Жанна Рождественская, но сейчас во время спектакля «Юнона» и «Авось» в «Ленкоме» звучит ее запись, там сегодня никто не берет такие сверхвысокие ноты. А у вас — сразу две солистки! Это потрясающе!..»

На этот раз обновленную версию мы увидим в постановке главного режиссера заслуженного деятеля искусств России Михаила Ковальчика, мастера серьезного и опытного, собаку съевшего на музыкальном жанре. Кроме того, летом этого года произведение Рыбникова отметит 40-летие с того момента, когда впервые было представлено зрителю на сцене московского театра «Ленком» в постановке Марка Захарова. Звездные роли Николая Караченцова и Елены Шаниной! Фотография, на которой запечатлено, как они плачут, прижавшись щека к щеке, вошла в театральную историю.

«Ты меня на рассвете разбудишь…» — вообще отдельная песня. Стихи, как, впрочем, и все остальные поэтические строчки в этой рок-опере, принадлежат неподражаемому перу Андрея Вознесенского. И эта незамысловатая баллада действительно давно живет своей собственной жизнью, превратившись чуть ли не в ресторанный шлягер. Но, может, не зря говорят, что все гениальное — просто. Песня ушла в народ — лучший индикатор ее популярности. Ну и о самой «Юноне» и «Авось» не забывают все эти годы. По сути, это наша первая мыльная опера. Для все еще не посвященных сообщаем: «Юнона» и «Авось» — это не имена и не клички главных героев, а названия кораблей. Главные герои — русский граф Резанов и его возлюбленная Кончита, дочь испанского коменданта Сан-Франциско. Эта история метко попадает в нерв женской аудитории. «Она тоже женщина несчастная, она графа любит», — вспоминается реплика героини из кинофильма «Формула любви», также, кстати, поставленного Марком Захаровым.

Лично наблюдал, как зритель валом валит на эту рок-оперу в Минске. В лучшие времена ее давали дважды в день. И жажда эта казалась неутолимой и загадочной. На мой взгляд, все хорошо в меру и в свою историческую эпоху. «Юнона» и «Авось» при всех своих амбициях не «Аида». Снимаем шляпу перед композитором Рыбниковым за то, что в советские времена он рискнул обратиться к духовной музыке. Браво! Но не из-за этого ли рок-опера, приведшая в восторг Пьера Кардена и гастролировавшая в Париже в самые застойные времена, имела право идти по разряду «русской экзотики»?

«Юнона» и «Авось», давно став легендой, пусть ею и остается. Но, на мой взгляд, надо двигаться дальше. Надоели бесконечные ремейки, культурные и эстетические обнуления и всевозможные перезагрузки. Сколько ни заводи заезженную пластинку, царапин на ней не станет меньше, а мелодия не станет лучше. Конечно, раскрученные культурные бренды — гарантия успеха. Они кормят, делают кассу. Рисковать никто не хочет. И все-таки. Может, появится повод выпить шампанского?..

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter