Он не изменил трудной доли играть для детей: как живет заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко

С любимыми не расставался

Черешневые глаза. Черные кудри. Черты лица четкие, крупные, словно высечены скульптором. Такая внешность для театра и кино — находка. Как складывается жизнь заслуженного артиста Беларуси Леонида Улащенко?

Начало

Думаете, что артисту сыграть легче: пенек или генерала? Ответите: конечно, пенек. И ошибетесь. Для генерала можно сочинить интересную биографию. А вот что делать с простеньким бессловесным обрубком дерева? Пенек даже для изготовления Буратино не годится. Нужно полено.

В театральном списке у Леонида УЛАЩЕНКО множество удач.
Фото БЕЛТА
Такие проблемы постоянно возникают перед артистами театров для детей и вызывают скептические улыбки у коллег из театров для взрослых. Леонид Александрович Улащенко всю жизнь работает в минском ТЮЗе и отлично знает, сколько изобретательности надо, чтобы одушевить предметы и зверюшек, а заодно убедить маленьких зрителей, что у всех созданий природы есть душа.

Театр для него не был мечтой детства. Он его не видел ни живьем, ни по телевизору. Какой там театр или телевизор в послевоенном поселке Донецкой области! Когда участвовал в школьной художественной самодеятельности, был доволен, что о нем восторженно отзывались:

— Ну артист!

Мама, родом из Самохваловичей, оказалась в эвакуации в Украине. Семья рано осталась без кормильца. Какая зарплата у скромного бухгалтера тех времен! Жизнь поселка связана с железной дорогой. Леонид возле железной дороги родился и, естественно, поступил учиться в железнодорожное училище. Думал, куда полегче. Но мать настойчиво требовала идти в политехнический институт. Когда перебрались в Минск, тайком пошел на «Беларусьфильм» и устроился на курсы киноактеров.

Черненький

Страх долго сковывал небольшого черноглазого паренька. Когда учился в 4-м классе, однажды пришел в школу в маминых сапожках на каблуках. Не для прикола. Нормальные ботинки были одни на двоих с сестрой. В тот раз была ее очередь. Не идти же по снегу босиком. Мать предложила свою обувь. Как назло, на каждом уроке Леню вызывали к доске, а он сидел, как прикованный к парте: боялся, что дети засмеют. В результате схватил четыре двойки. Стеснение нарастало как снежный ком. И дальше становилось серьезным препятствием для освоения профессии актера. К тому же что будет делать в театре невысокий (полтора метра с кепкой) чернявый паренек, похожий на лицо кавказской национальности?

Переехав в Минск, за короткое время насмотрелся и телевизора, и спектаклей, и кино. Вопреки всему, решил прорваться в наш театрально-художественный институт. И тут случилось неожиданное.

Члены приемной комиссии с интересом разглядывали его. Спрашивают:

— Ты украинец?

Молчание.

— Ты белорус?

Молчание.

— Что будешь петь?

— «Приезжайте, генацвале».

— А еще?

— Кавказскую застольную.

Запутав всех окончательно, он получил у педагогов прозвище Черненький. Посмеялись. Приняли. Посоветовали:

— Видный парень, только росточка не хватает.

Все четыре года учебы грозились выгнать. За то, что от страха постоянно молчал. Однокурсники дали прозвище Великий Немой. Утешало, что все-таки ВЕЛИКИЙ. Потом его будто прорвало. За неделю подготовил самостоятельно и сразу сыграл 19 отрывков. На экзамене по сценречи так прочитал текст Бунина, что педагоги сравнивали его с гремевшим тогда на белорусской земле Виктором Тарасовым. А еще случилось совсем неожиданное. Тренировался и прибавил в росте более чем на 25 сантиметров.

На премьере спектакля «Пан министр».

По окончании института его распределили на работу в ТЮЗ. Режиссура не слишком была озабочена индивидуальной судьбой молодого артиста. Леонид все чего-то ждал, не стал делать карьеру и переходить во взрослый драматический театр. Не изменил трудной доли играть для детей, да и локтями пробивать дорогу не привык.

С детьми непросто

Работа в театре для детей заставляет артиста проникать в мир других поколений, учиться с ними разговаривать, не притворяясь. Можно, конечно, присесть на корточки перед маленьким человечком и чуть-чуть посюсюкать. Но это, по существу, маленькая ложь. Есть более трудный путь — попробовать познать внутренний мир детей, их потенциал, их увлечения.

С детьми всегда непросто. И восемь имеющихся внуков у сегодняшнего Леонида Александровича, заботливого дедушки, еще не гарантия успеха.

Улащенко определился раз и навсегда, в совершенстве изучив белорусский язык. Он сочиняет сказки и ведет радиопередачи. Всего этих циклов три: «Казкі дзядзечкі Рымуса», «Хлопчык з вялікай Місісіпі», «Казачныя літары». Во всех случаях Улащенко является автором, режиссером и исполнителем. Он прекрасно переводит замечательную детскую русскую классику (К. Чуковского, С. Маршака) на белорусский язык. И сам пишет. Изданы три книжки сказок.

Давно он заболел Пушкиным, еще когда играл королевича Елисея, Богатыря, историю про Попа и его работника Балду. Мечтал о более серьезном обращении к Пушкину. Театр взял в работу «Маленькие трагедии». Спектакль был удивительный. Все артисты, привыкшие играть детей и зверюшек, предстали перед зрителями тонкими и неординарными исполнителями. Леонид Улащенко в трех образах — классического Дон Гуана, Скупого и Председателя — оказался видавшим виды прожженным волком и беглым каторжником. Как писала критик  Т. Комонова: «На сцене — «звезды», в которые, как в ночное небо, можно вглядываться часами, делая при этом новые и новые открытия».


Но театр не верил, что наши школьники расшифруют необычную режиссуру, не заскучают. Улащенко добровольно взвалил на себя ответственность, к которой его никто не принуждал. Он стал подготавливать зрителей к восприятию спектакля. Час беседы в классе, и только после этого театральный распространитель продавал билеты.

Взросление

Его молодость в ТЮЗе перекликалась с молодостью его героев. Был такой знаковый спектакль — «С любимыми не расставайтесь». Эту пьесу драматурга Александра Володина ставили все лучшие театры Советского Союза. Шел 1972 год. Очень счастливый для нашего ТЮЗа, и особенно удачный для Улащенко. Его наконец заметили и по-настоящему оценили. Он получает главную роль Мити в спектакле, который до сих пор заставляет сладостно вздыхать знатоков театра. Уже в начале нового века, заслышав про минский ТЮЗ, артисты других стран переспрашивали: «Это тот, где были «С любимыми не расставайтесь»?» Кстати, в одноименном фильме Митю играл Александр Абдулов.

Пьеса, написанная как протокол судебного разбирательства, превратилась в спектакль-диспут про любовь. Забываешь о торжественной парадности театра, а думаешь только о том, почему люди теряют чуткость, нежность и предают свое чувство. Автор Александр Володин сказал театру слова: «У меня такое ощущение, что ваши артисты талантливее и мягче, чем в театре «Современник». Спектакль необыкновенный, и рождается необыкновенный театр».

Конечно же, каждый из участников принял похвалу на свой счет. Молодой и красивый Леня Улащенко чувствовал себя счастливым. В следующем году спектакль завоевал в Риге Гран-при престижного фестиваля и объехал все крупные города бывшего Советского Союза.

Сцена из спектакля «Тайна голубых озер».

Улащенко было легко играть своих современников, потому что он так же, как они, влюблялся, бузил, радовался. Но и трудно, потому что приходилось узнавать доселе незнакомое. Особенно когда доставались персонажи противные, вредные, даже гадостные. Естественно, поступки таких героев он чаще всего не понимал и не разделял. Но в театре ты не выбираешь. Выбирают тебя. Надо подчиниться и честно делать свое дело. Большое счастье, что его заметили и отметили лучшие режиссеры, которые приезжали сюда работать из большого театрального мира: М. Рэхельс, Л. Танюк, П. Хомский, В. Салюк, Б. Эрин и любимый из любимых Николай Шейко, режиссер Московского художественного театра.

Именно Шейко еще в положительном герое Мите распознал, что Улащенко — мастер эксцентрики и острого рисунка. Любит шутов и шутовские выходки. От глупости своих героев получает полное удовольствие. С помощью глупости насаждает антиглупость. Когда Улащенко сыграл с блеском самодовольного, неумного, заикающегося Тарталью, богатого самаркандского купца, сыграл в манере преувеличенной пародии и карнавальной свободы, на программке «Счастливых нищих» режиссер Шейко написал: «Дорогой Леня, спасибо Вам за т... т... Талант... Творчество... Терпение... за т... Тарталью! Рад Вашему успеху и счастлив нашей творческой встрече спустя столько лет».

Маленькие большие роли

Что могут сказать зрителю об артисте такие удачи из театрального списка: дед, ведущий, король, пастор, лорд, директор, лис, богатырь? Их было у Леонида Александровича множество. В маленьких ролях Улащенко умел находить объем и придумывать целую философию.

В театре ему всегда удавались роли солидных, важных людей, таких как Феликс Дзержинский, Константин Заслонов, и даже эпизод с Франциском Скориной. Это определило его судьбу в кинематографе. Более 50 работ в кино. В таких популярных сериалах, как «Майор Вихрь», «Каменская», «Вокзал», «Тайны следствия», «Защита Красина». В фильме «Июнь 1941 года» его немецкий генерал Берг вообще маленький шедевр. В списке киноролей врачи, чиновники, судьи, вице-губернаторы, криминальные авторитеты, олигархи, подполковники, заместители министра и множество генералов.

Внуки любят его в ролях немцев, потому что живут в Германии, но не особенно боятся кинематографического сурового дедушку, потому что считают его щедрым и добрым Дедом Морозом.

Говорят, человека формируют трудности. У Леонида Улащенко детство и юность были не слишком веселыми. Можно было бы надолго запечалиться. Конечно, трудности — хорошая школа для артиста. Но душа у Леонида Александровича устроена для радости, для открытости, для добра и счастья, для существования в мире фантазий. Он так и живет.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter