По дороге рассматриваю очередную карту «вторжения» (эту опубликовала немецкая газета Bild) в Украину… нет, не тех, кто накачивает ее оружием, военными инструкторами и сталкивает некогда великую страну с обрыва. Нашего с Россией «вторжения». Про «карты» даже шутка в народе родилась: мол, в психдиспансере снова урок рисования. CNN сообщает, что «вторгаться» начнут из Одессы. Оригинально. Где-то писали, что через нас и прямиком на Киев. Помощник Байдена по нацбезопасности Салливан с датой «вторжения» пока не определился, путаются в показаниях главари стран НАТО. Попутно закрывают для украинцев воздушное пространство, вывозят своих дипломатов, обещают душить народ и другими способами. Пианист в панике...
На границе, сразу скажу, все спокойно. Службу наши ребята несут, как и прежде. Мой первый рассвет здесь — на погранзаставе «Орехово». Парни — кто занимался в классе, кто спал после дежурства или потягивал борщец в столовой, разговаривал с родными по телефону (ограничений, кстати, нет, звони домой в удобное тебе время), а кто заступал в наряд.
После сытного обеда можно и домой позвонить.
— Сержант Лупаштян!
— Я! — Евгений, старший наряда, ловко рассортировал только что полученные у дежурного рожки, патроны, спецсредства, радиостанцию, средства оказания первой помощи... У младшего пограннаряда Дениса Исакова, кинолога, с собой еще и сумка инструктора со специальным снаряжением. К примеру, набор для работы со следом, маячок; если пес будет в свободном поиске, брезент, чтобы не поранился, пробираясь, скажем, через «колючку». Этот призыв отслужил на срочной 13 месяцев.
«Сержант Лупаштян!» «Я!» — Евгений ловко рассортировал только что полученные у дежурного рожки, патроны, спецсредства, радиостанцию... У Дениса Исакова, кинолога, с собой еще и сумка инструктора со спецснаряжением.
Парни серьезные, смышленые. Каждый из них словно скала на этом важном участке белорусской земли, с которого и начинается наша Родина.У границы прожужжал украинский легкомоторный самолет. Еще один в тот день нарушил наши рубежи со стороны Латвии. Украина в последнее время отличилась дважды: 4 декабря ее военный вертолет залетел к нам на глубину до километра в районе «Новой Рудни», 24 января наши парни приземлили беспилотник на полигоне в Малоритском районе… Инцидент с нарушением 10 февраля воздушного пространства Беларуси латвийским вертолетом Agusta Westland в Браславском районе — уже четвертая за последние месяцы провокация сопредельных стран. Да, латвийские власти в ответ на претензии заявили: мол, полет был, а нарушения не было. Подобные заявления, считаю, надо фиксировать в материалах уголовных дел как именные. Конкретно это — пресс-секретаря командующего Национальными ВС Сандры Брале.
Украинский беспилотник-нарушитель тогда засекли пограничники из «Орехово». У нашей заставы технику в воздух страна-соседка поднимает чаще: раньше раз в месяца три, теперь еженедельно.На территории погранкомендатуры «Малорита» это самый протяженный участок границы. По обе стороны много населенных пунктов, границу люди пересекают часто. Украинское приграничье в основном живет благодаря Беларуси. У нас работают, покупают продукты, автотопливо. Ну а те, кто не трудится, нередко пытаются промышлять контрабандой, нелегальной миграцией и т.д.
Эти парни не пустят ни бандгруппировки, ни оружие, ни что иное, что способно навредить Родине. Их и нашей с вами Родине.
Подразделение, кстати, новое, у самых рубежей этот автономный «городок» появился несколько месяцев назад, говорит замначальника погранзаставы «Орехово» Владислав Козловский: «Погранзастава мобильная. Собирается и передислоцируется быстро. И уже на новом месте может быть организовано все необходимое для охраны границы, быта личного состава».
В модулях тепло. Одни для проживания, другие для занятий, а вот столовая, своя скважина, автопарк, «дежурка» — тут глаза и уши заставы, продолжил офицер: «Дежурный координирует основные действия, контролирует сработки сигнализационного комплекса на границе, подает сигнал тревоги, поднимает заставу по команде «В ружье!» для проверки».
Эту местность, тропы, дороги, опасные места вроде болотистых наши военнослужащие изучили еще в начале службы. Теперь изучаем и мы. Прошли с «дозором», проверили, нет ли нарушений, следов, цело ли ограждение, сигнализационный комплекс. Посидели в «секрете». Это у пограничников вид наряда такой, вроде секретного наблюдательного пункта.
— К сожалению, Украина идет по пути Польши, где в одностороннем порядке разорвали сотрудничество погранслужб, — говорит о ситуации у границ заместитель начальника Брестской погрангруппы Андрей Ковалевич. — Границу охраняли совместно. Жаль, что украинское направление стало представлять угрозу безопасности. Украина открыто заявляет о приглашении инструкторов стран НАТО. Мы видим, как туда завозится оружие, как учат воевать гражданских людей.
На линии границы — нагромождение бетонных плит, деревянных и проволочных заградсооружений. Для чего все это Украине?
На днях еще и внешняя разведка России заявила об имеющейся информации о появлении в районе Донбасса многонациональных отрядов боевиков-джихадистов… С польского направления были сведения о намерении похитить нашего пограничника, на что, понятно, последовала жесткая реакция белорусских властей.
Андрей Ковалевич сказал мне, что с учетом ситуации нашей стороной и на украинском направлении приняты дополнительные меры, в том числе по личной безопасности военнослужащих:— Понятно, что на границе служат подготовленные ребята и обучение постоянно идет и сейчас, на заставе. На наиболее сложные участки направляем наиболее опытных. Если раньше на отдельных участках несли службу только со спецсредствами (наручники, электрошокеры и т.д.), то теперь и с огнестрельным оружием.
...Межгосударственный пункт пропуска «Олтуш». Помните, поляки клянчили деньги на забор у границы? Это, кстати, известный в тех краях способ заработка, коррупции. Деньги на «колючку» теперь просит и Киев. Выделили, похоже, немного… В один момент сопредельная сторона отгородилась от нас деревянными баррикадами, прочими нагромождениями. Понятно, для вида. Понятно, никаких вторжений от нас не ждут. Эффективность от таких конструкций нулевая. Люди, знающие, как должна строиться система охраны границы, называют действия украинцев хаотичными и не поддающимися логике. И что им сложности живущих в приграничье людей, бизнеса?
Белорусская граница охраняется в обычном режиме, дополнительных заграждений нет. Да, по ту сторону — хилый маленький сарайчик, над ним — дымок. Там живут пятеро украинских пограничников. Увидят журналистов — прячутся, уйдем — выходят, в бинокли смотрят. Рожки к оружию у них пристегнуты, значит, стрелять уже готовы?— В последнее время они охраняют границу в усиленном режиме, — рассказывает комендант погранкомендатуры «Малорита» Сергей Маскаленчик. — Наблюдаем с их стороны укрупненные пограничные наряды. Это когда вместо двух военнослужащих, к примеру, пятеро. Сейчас украинские пограничники выполняют задачу с заряженным оружием, раньше такого не наблюдалось. Активно применяют беспилотные авиационные комплексы, в том числе для разведки.
Объяснить такое сложно, ведь обстановка с нашей стороны, как говорится, не предполагает. А бывало и так: украинские военнослужащие заходили на территорию Беларуси, фотографировали инженерные сооружения, провоцировали. Наблюдая за реакцией, искали повод для информационных вбросов. Кстати, по украинским телеканалам приграничная истерия — почти круглосуточно.
Еще одна проблема соседей — кадровый голод. По примеру Запада в свое время погранслужба Украины перешла на контрактную службу, в итоге охранять некому. Люди бегут — аж лес трещит. В нарядах на «зеленой границе» даже женщины. Что у нас, в принципе, недопустимо. Сейчас украинцы начали комплектоваться и срочниками.
Сержанты Павел Юшко и Василий Кушнеревич. У пункта пропуска «Мокраны».
...Сержанты Павел Юшко и Василий Кушнеревич проверяли контрольно-следовую полосу рядом с пунктом пропуска «Мокраны». Говорят, если что не так, к ним в усиление выедет тревожная группа, она рядом. Дембель у сержантов, кстати, в мае. Павел из Минска, успел послужить на польском направлении: «Там и здесь действия одинаковы, там и здесь нужно охранять границу, не допустить нарушений… Тут мы как семья. Вот ты с товарищем в наряде — и в первые минуты именно вы будете принимать меры».
Кстати, пункт пропуска был открыт в 1997 году. Начальник отделения погранконтроля «Мокраны» Дмитрий Бриштель показал работу контрольных точек, через которые идет легковой, грузовой и пассажирский транспорт, люди пересекают границу пешком. Пропускная способность в доковидный период превышала проектную в три раза.
— Сейчас пункт пропуска технически оснащен на всех местах несения службы, — говорит майор. — Есть уникальная система распознавания лиц… Помню, в начале моей службы проверяли поезда, а у них стоянка 30 минут. Берем свои портфели, спортивную сумку с томами информации о причастных, к примеру, к терроризму. Ну и смотрим, нет ли в многотомнике наших нынешних пассажиров. Теперь все автоматизировано, удобно и максимально эффективно. Кстати, на границе нет участков, где не проходит наш радиосигнал, солдаты всегда на связи. Раньше и об этом мечтать не могли.
Сопредельная сторона здесь тоже нагородила заборов, бетонных заградсооружений, усилила наряды с двух до пяти человек.Въезд в «Мокраны». Первая регистрация въезжающего. Часовой осматривает транспорт, я — к водителю большегруза:
— Как там в Украине? Пишут, что к войне готовятся?
— Бред, — улыбнулся Иван. — Нормально все, спокойно. Заграждений вот только понаставляли. Показуха. Народ не верит. В Румынии грузился, так румыны, да, спрашивали.
— Пропаганда работает...
— Это точно. Я в Египте был. Пришлось посмотреть украинские каналы… Так их же слушать невозможно, там такое несут… Истерика.
Пункт пропуска технически оснащен на всех местах несения службы.
Иван поехал на следующую контрольную точку для регистрации и более тщательной проверки документов и транспорта. На основной линии контроля знакомлюсь со старшим инспектором Романом Ярошиком. Рассказал, что находит с коллегами тайники с оружием, его составными частями, боеприпасами, наркотиками и прочее:
— Прячут и за двойными нишами, двойными полами. Как-то на польском направлении в одном микроавтобусе, в тайнике с электрозамком, обнаружили около 90 килограммов нарковеществ. Везли их из ЕС. Пресекались также попытки прорыва, вывоза материальных, культурных ценностей. На въезд задерживали иностранную валюту.
Основная линия контроля. Транспорт, как и документы, проверяют основательно. На фото — старший инспектор Роман Ярошик.
На площадке для задержанного транспорта стояли машины, колеса заблокированы. Ведется судебный процесс. У одной перебит vin-номер, другую пробовали провезти по чужому техпаспорту и чужим автономерам, в третьей — контрабанда в запасном колесе.
…Александр Цыкман на заставе всего 23 дня. Присягу принимал в Брестской крепости, это, говорит, запомнит на всю жизнь. Ну и про службу рассказал: «Наряды разные, и это особенно интересно. Вообще, служить нравится, все устраивает. Сложно сначала было привыкать к соблюдению правил, выполнению требований, к тому же внешнему виду, однако с этого и начинается дисциплина».
«Пройти свой путь в армии должен каждый мужчина. Мы — люди, которые охраняют государство, наш народ. Это большая ответственность», — дополнил товарища Андрей Евушко.
ЦИФРА
3617 км — протяженность Государственной границы Беларуси, в том числе с Россией — 1283 км, Украиной — 1084 км, Польшей — 398 км, Литвой — 679 км, Латвией — 173 км.
gladkaya@sb.by