Как вовремя распознать в ребенке начинающего наркомана? Куда обращаться за помощью? Какая ответственность предусмотрена за употребление и распространение наркотиков? Несмотря на то что все эти темы постоянно на слуху, огромное количество людей, чьи близкие подсели на спайсы, таблетки или внутривенные “коктейли”, теряются и буквально тонут в море информации, распространяемой в сети и СМИ.
Сейчас Варе, жительнице небольшого города в Могилевской области, двадцать лет. Она заочно учится в вузе и работает секретарем-референтом в фирме своего дяди. А еще три года назад ни у кого из близких девушки не было уверенности, что она сумеет справиться со своей бедой: первые наркотики Варя попробовала в 15 лет и к школьному выпускному была уже наркоманкой со стажем.
— Когда меня спрашивают, неужели я тогда не хотела обратиться в клинику, хотя бы в период ломки, отвечаю: возможно, и хотела. Ровно до той поры, пока мне не предлагали очередную дозу, — рассказывает девушка. — Поймите, зависимые люди крайне редко осознают, что им нужна помощь. Мысли у них заняты только одним: где достать наркотик.
Так уж получилось, что Варю с 12 лет растили бабушка с дедушкой — ее мама вышла замуж и уехала жить в другую страну. Естественно, пожилые люди потом неустанно корили себя за то, что проморгали внучку.
— Не такие уж мы и отсталые, про наркоманов, конечно же, и слышали, и читали в газетах, и передачи по телевизору смотрели, но меньше всего ожидали, что это коснется нашей семьи, — говорит Елена Дмитриевна, бабушка Вари. — Почему-то не заметили очевидных признаков, хотя у внучки и успеваемость в школе резко пошла вниз, и какие-то сомнительные ребята начали в наш дом приходить, и выглядеть Варя стала намного хуже. А мы все недосыпом объясняли, мол, девочка пытается наверстать упущенное на уроках. Однажды — это я теперь уже знаю — Варя пришла домой вся “обколотая”. А мы с мужем решили — просто пьяная. Больно вспоминать. Так продолжалось до тех пор, пока в квартире не пропали деньги. Было ясно, что взять их могли только Варя и ее друзья. Вот тогда-то внучка, напуганная нашими угрозами написать заявление в милицию, во всем и призналась. У меня до сих пор в ушах стоит ее крик: “Бабушка, ты что, совсем дура? Я — наркоманка! Мне деньги нужны на дозу, чтобы не умереть!” Так страшно мне еще не было никогда в жизни. Я не знала, куда, к кому кидаться за помощью. К врачам? Но я до безумия боялась милиции, а в больнице придется называть имя и фамилию пациентки. Вдруг ее посадят за то, что хранит дома эту “дурь”? А вдруг она, упаси Бог, сама торгует? За одну ночь после откровения внучки мы с мужем постарели на двадцать лет. Стыдно было обратиться за советом к друзьям: я, заслуженный педагог, и вдруг — бабушка наркоманки! Признаться, и с интернетом мы с мужем не сильно дружны — где найти хоть какую-нибудь информацию, чтобы все разложить по полочкам и чтобы не нарваться на каких-нибудь мошенников или на секту среди всего этого списка реабилитационных клиник?..
Елене Дмитриевне тогда просто повезло: она вовремя вспомнила, что одна из ее выпускниц выучилась на врача, и позвонила ей. Оказалось, что молодая женщина давно работает в одной из больниц Минска и знает хороших наркологов, к которым можно обратиться за помощью. Варю отправили в клинику на интоксикацию, а затем определили в частный реабилитационный центр помощи наркозависимым. История закончилась хеппи-эндом, или, если по-научному, длительным периодом ремиссии.
О том, что в стране необходимо создать единый интерактивный информационный интернет-ресурс для зависимых и созависимых людей, говорили давно. В Министерстве внутренних дел услышали запросы целевой аудитории — что нужно наркозависимым, что нужно их семьям. Провели социологические исследования, прибегли к помощи бизнес-аналитиков и ИТ-технологиям. Старт проекту под названием POMOGUT.BY, инициированному МВД, был дан 18 октября 2018 года. Тогда же заработал и единый колл-центр для жертв наркомании 8-017-311-00-00, открытый на базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей.
За прошедшие почти пять месяцев волонтеры проконсультировали и оказали информационную помощь более чем сотне человек — в основном матерям и женам наркозависимых. Самостоятельных обращений — лишь 10% от общего количества. Но это, по мнению консультанта по химической зависимости “Центра здоровой молодежи”, администратора проекта POMOGUT.BY и волонтера колл-центра Дмитрия Поторайкина, обычное явление:
— Первыми всегда бьют тревогу самые близкие люди, ведь наркоман до последнего считает, что ничего страшного не происходит и что перестать употреблять наркотики — проще простого. Поэтому консультируем его родных: что происходит с человеком, куда и к кому обратиться за помощью. Иногда звонят плачущие люди, говорят — уж лучше бы он умер, отмучились бы один раз. Как правило, это тяжелый разговор, ведь надо убедить позвонившего, что шанс начать лечение есть всегда.
Самое главное, уверен Дмитрий, что специалисты проекта знают проблему изнутри: многие волонтеры в прошлом тоже прошли через наркозависимость, однако сумели выйти победителями из схватки со своим недугом. Человек на другом конце провода должен услышать не только дельный совет, но и слова поддержки. Должен поверить. Хотя наркологи и называют любую зависимость неизлечимой и любят повторять, что бывших наркоманов не бывает, тем не менее у этой болезни может быть период ремиссии длиною в жизнь. Примеров хватает. А еще нужно понимать специфику поведения зависимых людей. У каждого из них есть темы, которые нельзя затрагивать в процессе разговора. И не важно, проходит эта беседа анонимно по телефону со специалистом или зависимый человек общается глаза в глаза со своими близкими родственниками. Порой дозвонившиеся наркоманы признаются в том, что им просто хочется поговорить с кем-то неравнодушным, до такой степени захлестывают одиночество, презрение окружающих.
Один из клиентов центра, назвавшийся Михаилом, сказал: когда набирал номер, который указан в листовке, взятой в поликлинике, не верил, что что-то выгорит. Но неожиданно для него на том конце провода проявили участие, разговор тянулся около часа:
— Мне помогли подобрать “ключик” к сыну. Ему 15 лет, самый трудный возраст. Связался с дурной компанией, начал курить марихуану, потом пристрастился к спайсам. Не слышит нас с матерью, не признает никаких авторитетов. В колл-центре мне объяснили, что делать, как грамотно начать разговор с ребенком, почему важно пройти лечение даже после нескольких “затяжек”, которые еще не стали системой. Посоветовали несколько реабилитационных центров в области, где мы живем. Надеюсь, у нас все получится.
Несмотря на то что большинство обратившихся за помощью мужчин, женщин и подростков предпочитают действовать анонимно (это, к слову, важнейший принцип работы проекта), случаи бывают разные. Дмитрий вспоминает один из них:
— На очную консультацию пришла мама школьника, которого задержали на улице, когда он купил спайс и выкурил. Женщина понятия не имела, что предпринимать: на мальчика уже завели уголовное дело, она была уверена, что впереди — колония, а ведь сын учится в выпускном классе, впереди маячило поступление в вуз. Мы убедили ее определить ребенка на амбулаторное лечение в реабилитационный центр, что впоследствии, когда дело дошло до суда, охарактеризовало его только с положительной стороны. В результате подросток получил минимальное наказание — несколько лет ограничения свободы. Не так давно эта женщина приходила к нам, благодарила за то, что мы спасли ее сына от тюрьмы. Такие примеры для нас особенно ценны, поскольку образовалась обратная связь, и мы смогли проследить за дальнейшей судьбой того, кому оказали помощь. В подавляющем большинстве случаев все происходит анонимно: мы не знаем ни телефонов, ни настоящих имен тех, кого консультируем.
Помочь здесь хотят и близким зависимых людей, которые привыкли к манипуляциям: родственникам помогают подобрать модель поведения с наркоманом.
— В наших группах собираются клиенты с разными жизненными ситуациями, — рассказывает директор Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Екатерина Мальцева. — Они делятся своими историями, поддерживают друг друга. Очень важно, когда тебя слышит тот, кто понимает суть твоей проблемы.
Несмотря на то что проект изначально задумывался как анонимная помощь зависимым и созависимым людям, со временем стало понятно, что многие из обратившихся не прочь получить очную консультацию специалистов. Поэтому уже с 1 марта центр предоставляет такую возможность: волонтеры и психологи РОО “Матери против наркотиков”, реабилитационного центра “Феникс”, фонда “Центр здоровой молодежи” готовы встретиться с желающими по предварительной записи.
НАЧНИ С СЕБЯ
Медики сегодня делают акцент на профилактической работе среди детей и подростков. В минском городском клиническом наркологическом диспансере реализуется пилотный проект “Начни с себя”, к которому в этом году подключилась одна из столичных школ.
— Если взрослый говорит, что нельзя чего-то делать, возникает подростковое отрицание, желание поступить наоборот, — говорит заместитель главного врача диспансера Жанна Истомина. — Поэтому мы решили вовлечь в проект детей и на базе 94-й школы Минска организовали подпроект. Ученикам десятого класса в доступной форме довели информацию об опасности наркотиков, и сегодня они приходят к своим сверстникам со специальными очками, которые имитируют алкогольное и наркотическое опьянение. Во время занятий ребятам предлагают с помощью этих очков почувствовать реакцию организма якобы под воздействием наркотиков, при этом их сознание не изменяется.
Родителям не стоит волноваться, подчеркивает Жанна Истомина, ведь такие занятия не способны вовлечь подростков в наркопотребление: эйфорию очки не вызывают. Зато наглядно демонстрируют, как “исковеркан” мир в восприятии зависимого человека.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Количество выявленных в 2018 году наркопреступлений с участием несовершеннолетних в Беларуси сократилось на 39,8% по сравнению с 2017-м. Такие данные привел начальник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Геннадий Казакевич. Это устойчивый тренд, который характеризует положительный результат работы всех заинтересованных органов, считает он. Для предупреждения распространения наркомании в молодежной среде и выявления тех, кто занимается сбытом психоактивных веществ, дважды в год проводятся рейдовые мероприятия в местах массового отдыха молодежи. Во время их проведения в 2018 году выявлено 33 преступления по линии незаконного оборота наркотиков, изъято около 4 кг наркотических средств и психотропных веществ различных видов, 14,1 кг семян мака и более 155 кг насвая.