Источник: Знамя юности
Знамя юности

С чего начинается «Формула»?

Под общим названием «Формула» в мировом автоспорте проходит множество кольцевых гонок на болидах с открытыми колесами. Вершиной пирамиды является «Формула-1», где сегодня выступают десять самых успешных команд и двадцатка лучших гонщиков в мире. С чего начинается «Формула» для автогонщика? С чего – для журналиста?



Прежде чем попасть в элиту мирового автоспорта, нужно набрать­ся опыта, отшлифовать свой талант. Гонщику должно повезти, чтобы его заметили и нашлось место в одной из команд, на маши­не которой ты способен побеждать. Журналисту тоже непросто. Чтобы получить аккредитацию на гонки «Формулы-1», необходимо не только писать об автоспорте, но и приехать на гонку от имени издания, которое соответствует критериям аккредитации FIA. И не надо забывать, что официальное общение на чемпионате происходит на английском языке. Так что его знание хотя бы на уровне разговорного просто необ­ходимо.

Ксения Русак и Фелиппе Масса младший в паддоке «Формулы-1» Гран-при Бразилии 2014
Наш юный корреспондент Ксения Русак только начинает писать о «Формуле», а ведь с автогонками знакома с раннего детства. Благодаря родителям, ей доводилось бывать и в качестве зрителя на трибунах, и даже приглашенным лицом в паддоке «Формулы-1». Но официальное интервью с одним из участников гонок у нее первое. 

Как известно, «Формула-2» в виде гонок сопровождения проводится в формате уик-энда Гран-при «Формулы-1» и является высшей ступенью на пути к элитному чемпионату «Больших призов». Имея в Венгрии гостевой пропуск в паддок молодежного чемпионата, Ксения решила, что возьмет свое первое интервью с победителем гонки «Формулы-2». В ходе Гран-при Венгрии им стал 19-летний гонщик Джек Дуэн, пилот коман­ды «Виртуози».


– Привет, я из Беларуси. Хочу взять у тебя интервью для нашей газеты «Знамя юности». Впервые беседую с автогонщиком, так что очень хочется, чтобы ты был со мной искренним и разговорчивым. 

– Мне еще не приходилось давать интервью иностранным мо­лодежным изданиям, тем более столь юным журналистам. Но я постараюсь быть откровенным, отвечая на твои вопросы. 

– Можешь ли ты вспомнить, сколько тебе было лет, когда ты впервые увидел или посетил автогонки?

– Мне тогда не было и четырех. Родители привели меня на гонку суперкаров, которая на тот момент являлась вершиной национального автоспорта. Трасса находилась недалеко от моего дома в Австралии. 

– Помнишь ли ощущения, которые тогда испытал?

– Совсем немного. Единственные воспоминания, которые остались от этих гонок, – это фотографии, так что сложно ответить. Но, думаю, когда впервые попал на гонки, очень хотел попробовать себя за рулем суперкара и получить удовольствие. И я, наверное, чувствовал, что это станет моим будущим увлечением. 

– А когда ты впервые сел за руль? И что это было за транспортное средство?

– Первым был любительский карт, когда мне было четыре года, благодаря Михаэлю Шумахеру. Он подарил мне и моей сестре два карта на Рождество. Михаэль приезжал к нам иногда в гости в Австралию: они с отцом дружили с юных лет. 

– Получается, ощущения за рулем карта оказались более запоминающимися? 

– Не забыл только то, что очень пугался, когда заканчивалось топ­ли­во. Казалось, что машина сломалась из-за меня. И я очень боялс­я рассказать родителям. Возможно, поэтому я и не люблю любительский карт. 

– Автогонки – большой риск. И, к сожалению, не обходится без происшествий. Когда случилась твоя первая авария?

– Когда я ездил на картинге, по­па­да­л во множество мелких аварий. Но первая действительно опасная произошла во время второго теста «Формулы-4» в Великобритании. Тогда я чуть сильнее обычного нажал на газ и выехал на траву. Она была мокрой, ма­шина заскользила и стала ехать быстрее. И я врезался в стенку. Это был мой первый настоящий провал. 

– После первой аварии мамы автогонщиков обычно говорят: «Все, стоп! Хватит автоспорта, это слишком опасно». Как было в твоем случае?

– Не думаю, что маме сразу рассказали про аварию. Конечно, она прошла через многое с моим отцом, со всеми его авариями в мотоспорте. И она подозревала, что однажды должно что-то подобное случиться. Но мне кажется, она все же надеялась, что средства защиты спасут меня от самого страшного. Конечно, она испугалась, когда узнала, но в душе была готова к этому. 

– Твой отец, будучи пятикратным чемпионом мира MotoGP, наверняка многое испытал за свою карьеру. Что он сказал по поводу той первой аварии?

– Его не было рядом, но я думаю, он спросил бы меня, в по­рядке ли я и все ли хорошо с ма­ши­ной. Хотел бы узнать, что случилось, и, возможно, дал бы сове­т, как избежать подобного в будущем.


Корреспондент «Знаменки» Ксения Русак и Джек Дуэн
– Сегодня ты выиграл гонку. Можешь ли сравнить свои ощущения здесь, на венгерском подиуме, с самой первой победой?

– На тот момент мне было 11 лет. Довольно рано в жизни и карьере гонщика. Тогда я не придавал этом­у большого значения. Но теперь, после того, как мы переехали в Евро­пу и я занялся спортом по-настоящему серьез­но, понял, что «Формула» – большое самопожертвование. Она требует знаний, умений и, конечно же, усилий. И сейчас победа для меня очень многое значит. Приятно чувствовать, что проделанная тяжелая работа окупается. 

– Каждый гонщик мечтает однажды попасть в «Формулу-1» и стать чемпионом. Что ты и твоя семья делаете, для того чтобы мечта сбылась?

– Во-первых, мы переехали из Австралии в Европу, чтобы быть уверенными: я точно смогу участвовать во всех гонках. Во-вторых, я полностью посвятил жизнь спорту, что все мы, гон­щики, должны делать. Важно понять, что ты не только рискуешь жизнь­ю, занимаясь автоспортом, но и жертвуешь собой ради любимого дела. «Формула» – это не только сами гонки. Готовиться надо на 100 процентов, не меньше, потому что иначе не сможешь двигаться вперед. 

– Джек, назови, пожалуйста, пять важных элементов, с которых, на твой взгляд, начинается «Формула»? 

– Во-первых, самопожертво­вание. Во-вторых, тяжелый труд. В-третьих, преданность делу. В-чет­­вертых, вера в себя: осознание своих способностей, уверенность в том, что выполнишь работу и не будешь зависеть только от результата. Даже если что-то не полу­чается, знай, что удастся в следующий раз. И в-пятых, удовольствие. Оказывается, очень легко бросить то, что любишь, после череды неудач. Но ты должен помнить, почему начал и продолжаешь заниматься. Иначе нельзя. 

Ксения Русак
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter