Под общим названием «Формула» в мировом автоспорте проходит множество кольцевых гонок на болидах с открытыми колесами. Вершиной пирамиды является «Формула-1», где сегодня выступают десять самых успешных команд и двадцатка лучших гонщиков в мире. С чего начинается «Формула» для автогонщика? С чего – для журналиста?
Прежде чем попасть в элиту мирового автоспорта, нужно набраться опыта, отшлифовать свой талант. Гонщику должно повезти, чтобы его заметили и нашлось место в одной из команд, на машине которой ты способен побеждать. Журналисту тоже непросто. Чтобы получить аккредитацию на гонки «Формулы-1», необходимо не только писать об автоспорте, но и приехать на гонку от имени издания, которое соответствует критериям аккредитации FIA. И не надо забывать, что официальное общение на чемпионате происходит на английском языке. Так что его знание хотя бы на уровне разговорного просто необходимо.
Как известно, «Формула-2» в виде гонок сопровождения проводится в формате уик-энда Гран-при «Формулы-1» и является высшей ступенью на пути к элитному чемпионату «Больших призов». Имея в Венгрии гостевой пропуск в паддок молодежного чемпионата, Ксения решила, что возьмет свое первое интервью с победителем гонки «Формулы-2». В ходе Гран-при Венгрии им стал 19-летний гонщик Джек Дуэн, пилот команды «Виртуози».
– Привет, я из Беларуси. Хочу взять у тебя интервью для нашей газеты «Знамя юности». Впервые беседую с автогонщиком, так что очень хочется, чтобы ты был со мной искренним и разговорчивым.
– Мне еще не приходилось давать интервью иностранным молодежным изданиям, тем более столь юным журналистам. Но я постараюсь быть откровенным, отвечая на твои вопросы.
– Можешь ли ты вспомнить, сколько тебе было лет, когда ты впервые увидел или посетил автогонки?
– Мне тогда не было и четырех. Родители привели меня на гонку суперкаров, которая на тот момент являлась вершиной национального автоспорта. Трасса находилась недалеко от моего дома в Австралии.
– Помнишь ли ощущения, которые тогда испытал?
– Совсем немного. Единственные воспоминания, которые остались от этих гонок, – это фотографии, так что сложно ответить. Но, думаю, когда впервые попал на гонки, очень хотел попробовать себя за рулем суперкара и получить удовольствие. И я, наверное, чувствовал, что это станет моим будущим увлечением.
– А когда ты впервые сел за руль? И что это было за транспортное средство?
– Первым был любительский карт, когда мне было четыре года, благодаря Михаэлю Шумахеру. Он подарил мне и моей сестре два карта на Рождество. Михаэль приезжал к нам иногда в гости в Австралию: они с отцом дружили с юных лет.
– Получается, ощущения за рулем карта оказались более запоминающимися?
– Не забыл только то, что очень пугался, когда заканчивалось топливо. Казалось, что машина сломалась из-за меня. И я очень боялся рассказать родителям. Возможно, поэтому я и не люблю любительский карт.
– Автогонки – большой риск. И, к сожалению, не обходится без происшествий. Когда случилась твоя первая авария?
– Когда я ездил на картинге, попадал во множество мелких аварий. Но первая действительно опасная произошла во время второго теста «Формулы-4» в Великобритании. Тогда я чуть сильнее обычного нажал на газ и выехал на траву. Она была мокрой, машина заскользила и стала ехать быстрее. И я врезался в стенку. Это был мой первый настоящий провал.
– После первой аварии мамы автогонщиков обычно говорят: «Все, стоп! Хватит автоспорта, это слишком опасно». Как было в твоем случае?
– Не думаю, что маме сразу рассказали про аварию. Конечно, она прошла через многое с моим отцом, со всеми его авариями в мотоспорте. И она подозревала, что однажды должно что-то подобное случиться. Но мне кажется, она все же надеялась, что средства защиты спасут меня от самого страшного. Конечно, она испугалась, когда узнала, но в душе была готова к этому.
– Твой отец, будучи пятикратным чемпионом мира MotoGP, наверняка многое испытал за свою карьеру. Что он сказал по поводу той первой аварии?
– Его не было рядом, но я думаю, он спросил бы меня, в порядке ли я и все ли хорошо с машиной. Хотел бы узнать, что случилось, и, возможно, дал бы совет, как избежать подобного в будущем.
– Сегодня ты выиграл гонку. Можешь ли сравнить свои ощущения здесь, на венгерском подиуме, с самой первой победой?
– На тот момент мне было 11 лет. Довольно рано в жизни и карьере гонщика. Тогда я не придавал этому большого значения. Но теперь, после того, как мы переехали в Европу и я занялся спортом по-настоящему серьезно, понял, что «Формула» – большое самопожертвование. Она требует знаний, умений и, конечно же, усилий. И сейчас победа для меня очень многое значит. Приятно чувствовать, что проделанная тяжелая работа окупается.
– Каждый гонщик мечтает однажды попасть в «Формулу-1» и стать чемпионом. Что ты и твоя семья делаете, для того чтобы мечта сбылась?
– Во-первых, мы переехали из Австралии в Европу, чтобы быть уверенными: я точно смогу участвовать во всех гонках. Во-вторых, я полностью посвятил жизнь спорту, что все мы, гонщики, должны делать. Важно понять, что ты не только рискуешь жизнью, занимаясь автоспортом, но и жертвуешь собой ради любимого дела. «Формула» – это не только сами гонки. Готовиться надо на 100 процентов, не меньше, потому что иначе не сможешь двигаться вперед.
– Джек, назови, пожалуйста, пять важных элементов, с которых, на твой взгляд, начинается «Формула»?
– Во-первых, самопожертвование. Во-вторых, тяжелый труд. В-третьих, преданность делу. В-четвертых, вера в себя: осознание своих способностей, уверенность в том, что выполнишь работу и не будешь зависеть только от результата. Даже если что-то не получается, знай, что удастся в следующий раз. И в-пятых, удовольствие. Оказывается, очень легко бросить то, что любишь, после череды неудач. Но ты должен помнить, почему начал и продолжаешь заниматься. Иначе нельзя.
Ксения Русак