Техники достаточно
К зиме дорожники начинают готовиться летом. Для уборки 3,6 тысячи километров республиканских дорог Минской области РУП «Минскавтодор-Центр» имеет 140 пескосолераспределителей, 123 трактора с навесным снегоочистителем, 17 грейдеров, 59 погрузчиков и 7 роторов.— Самые снежные дни были 23 ноября и в ночь на 3 декабря, — напомнил начальник управления производства работ и содержания дорожной сети РУП «Минскавтодор-Центр» Дмитрий Демидович. — Объясню, насколько мы готовы к непогоде. 23 ноября снегопад был более продолжительный. И у нас из 140 пескосолераспределителей было задействовано 116, тракторов — 45, погрузчиков — 40. Остальная техника не выходила, так как не было необходимости. В ночь на 3 декабря техники работало еще меньше. А за участками дорог, которые наиболее подвержены заносам, закреплена районная техника предприятий различных форм собственности.
Если случится второй «Хавьер», хватит ли сил дорожникам, чтобы справиться с его последствиями?
— Да, не спорю, тогда мы чувствовали себя неспокойно. Тем не менее продолжали работать в усиленном режиме. Хочу остановиться на тех ошибках, которые совершали водители в «Хавьер», чтобы этого не повторилось. Наиболее пострадали те дороги, где люди, чтобы не стоять в большой пробке, съезжали на обочину и двигались по ней. Своими действиями они блокировали нашу технику. Это первый момент. И второй — при экстремальных погодных условиях грузовой транспорт из потока надо отсекать. Приведу в пример европейскую культуру вождения. Я десять лет проработал на автодороге М-1/Е 30 — это трансъевропейский коридор. И когда снегопад, дальнобойщики отстаиваются на площадках. Как только прошла снегоочистительная техника, они спокойно следом за ней едут. Так вот, необдуманных выездов в сложную погоду не должно быть.
Дорогами местного значения Минщины занимается КУП «Минскоблдорстрой». Организация обслуживает 16 тысяч километров, из них 8 тысяч асфальто- и цементобетонных дорог и 7,5 тысячи километров — с гравийным и грунтовым покрытием, которые ведут к небольшим населенным пунктам, садоводческим товариществам.
— Люди должны понимать, если снег выпал, то через час техника не придет его убирать. По регламенту все должно быть убрано в течение 12–16 часов с момента окончания снегопада, — пояснил начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности дорожного движения КУП «Минскоблдорстрой» Валентин Вовченко.
Продленная смена
О том, как подготовились к зиме организации ЖКХ, рассказал заместитель начальника управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Алексей Филанович:— На 1 декабря на балансе наших предприятий 3,7 тысячи единиц техники зимнего содержания. В частности, пескоразбрасывателей и солераспределителей — 596, снегоуборочной техники — 1582, погрузчиков снега — 682, самосвалов, тракторов для вывоза снега — 848. Помимо этого, заготовлено 200 тысяч тонн противогололедных материалов. По мере расходования они будут восполняться.
Алексей Филанович отметил, что при обильных снегопадах, метелях использовалась вся уборочная техника. Также на помощь в уборке городов по решению исполкомов направляются машины строительных организаций, продлеваются рабочие смены коммунальщиков, дорожников.
Главный специалист отдела ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Анастасия Сулимская рассказала:
— При необходимости к работам привлекаем также горожан. В Минске открыто 130 специальных пунктов выдачи оборудования. Они расположены вблизи жилого сектора и работают с 6:30 до 21:00.
Сугробы не задержатся
Все чаще в соцсетях можно увидеть различные акции по общему снегоуборочному делу. Например, управление по образованию Барановичского горисполкома запустило челлендж #убираемвместе#Барановичи, к которому присоединились педагоги всех учреждений образования, учащиеся и их родители. Личный пример показали и директора школ: СШ № 4 Андрей Лицкевич, СШ № 21 Виталий Левко. В Витебске первым ролик записал председатель Витебского облисполкома. Инициативу подхватил весь регион — от Орши до Глубокого: студенты, спасатели, работники культуры, врачи. Люди помогают расчищать дворы и остановки, тротуары, пешеходные дорожки, лестницы. Выходят трудовыми коллективами и по одному. Откликнулись многие.Традиционно волонтеры и активисты БРСМ помогают убирать дворы пожилым людям, у которых есть возможность позвонить на горячую линию и оставить заявку. Молодежь обязательно откликнется. Не остаются в стороне и силовые подразделения. К уборке минских дворов подключились военнослужащие в/ч 04147 и курсанты Университета гражданской защиты МЧС.
В щадящем режиме
В качестве эксперимента в этом году применяется противогололедная смесь с добавками, которые должны снизить ее негативное влияние на инфраструктуру и растения. Заведующий лабораторией физиологии патогенеза и болезнеустойчивости растений Института экспериментальной ботаники В. Ф. Купревича НАН Владимир Шуканов отметил, что после зимы часть растений гибнет:— Интенсивность транспортных потоков выросла, как и частота внесения противогололедных реагентов. Следовательно, воздействие на придорожную растительность увеличилось. Понято, что требуется заменить погибающие растения. Это очень дорого. В связи с этим появилась необходимость найти средство, которое бы уменьшило влияние противогололедных реагентов на зелень.
Ученые предложили специальный реагент с ингибитором, который призван смягчить агрессивное воздействие стандартной соляной смеси (галита марки А) на придорожные древесные растения.
— Помимо этого, мы вместе с учеными Института общей неорганической химии НАН разработали препарат «Антисоль». Какой результат ожидается? 31 октября озеленители обработали им некоторые деревья. В результате побеги покрылись полимеризирующей пленкой, которая защищает их от попадания солевого тумана. Также в нем есть физиологически активные вещества, с наступлением весны они будут участвовать в обменных процессах и влиять на развитие растений.
В следующем году будет оцениваться эффективность разработок.
— С БелдорНИИ заключен договор, в соответствии с которым будет сделан аналитический обзор воздействия ингибиторной добавки на различные материалы, в том числе ее антикоррозийной составляющей. На контрольных участках выполнили отбор почвы, там же разместили ранее подготовленные комплекты образцов различных материалов, — рассказал генеральный директор ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Максим Белоус.
yankovich@sb.by