Фото предоставлено пресс-службой МИД Беларуси
— Беларусь ставит перед собой еще более амбициозные цели. Например, объединить промышленное развитие нашей страны с китайским. Пока Запад под надуманными предлогами пытается вытеснить китайские технологии, мы покажем пример их масштабного применения в Европе. То же самое касается и других сфер — от образования до традиционной китайской медицины. Мы уверены в успехе благодаря индустриальному парку «Великий камень», крупнейшему зарубежному проекту Китая, расположенному в Беларуси. Названный Председателем КНР Си «жемчужиной Экономического пояса Шелкового пути», он воплощает в себе суть и философию самой инициативы. Это китайско-белорусский парк, но он открыт для инвесторов из любой страны мира, предлагая им уникальные благоприятные условия, основанные на передовом китайском опыте. По сути, парк — это наш совместный наглядный вклад в построение единого мирового сообщества, — подчеркнул министр.
Он сообщил, что у Беларуси есть история успеха в отношениях с Китаем и другими партнерами в рамках «Пояса и пути»:
— В то же время мы не забываем: наша инициатива направлена не на разделение, а на интеграцию и синергию. Именно поэтому мы не отворачиваемся от наших западных соседей. Напротив, мы делаем шаги навстречу им и продолжаем демонстрировать нашу готовность вместе строить общее мировое сообщество. Конечно, это требует терпения и решимости. Исторически и сегодня Шелковый путь связывает Азию и Европу, создавая синергетический эффект и взаимно ускоряя их развитие. Но Западная Европа в настоящее время проводит политику саморазрушения. ЕС стремительно теряет конкурентоспособность и промышленную базу. Достаточно взглянуть на закрытие заводов VW в Германии. Как говорят аналитики, это происходит потому, что ЕС ввязался в санкционную войну с Россией, гонку вооружений и соревнование с США в щедрости финансовой поддержки войны в Украине. И наконец, потому что ЕС отверг доступные и недорогие энергоресурсы и сырье с Востока. Думают ли западные политики о народах Европы и будущем континента? Подавляющее большинство — нет.
Министр отметил, что среди европейских политиков критически мало тех, кто смотрит дальше следующих выборов:
— На них также оказывают давление, чтобы они «отстранились от Китая и устранили риски». И есть страны, в том числе западные соседи Беларуси, которые с головой бросаются в эту авантюру, увлекая за собой Европейский союз. В 2023 году товарооборот между Китаем и ЕС впервые за долгое время сократился. И пока что в 2024 году ситуация только ухудшается. Запад уступает в Африке, Азии, Латинской Америке. Нет сомнений, что глобальное большинство будет двигаться вперед. Но ЕС может не найти своего достойного места. Можно ли отказаться от такой губительной для себя политики? Думаю, что да. Любая война рано или поздно заканчивается миром. Появление таких инициатив, как Консенсус Китая и Бразилии, доказывает это.
Экономический спад неизбежно сменится подъемом, выразил уверенность Максим Рыженков.
— Вопрос в том, насколько мы будем готовы к выходу на новый этап мирового развития, насколько государства будут доверять друг другу, насколько эффективными будут межгосударственные экономические отношения, насколько оптимальными — логистические маршруты. От этих составляющих во многом будут зависеть успех и динамика развития каждой из наших стран. Нам необходимо всячески приближать этот момент. Мы должны продолжать на собственном примере демонстрировать возможность пути, альтернативного западным моделям. Работать в парадигме сотрудничества «Пояса и пути», доказывать эффективность опоры на собственные технологии и создавать на их основе цепочки добавленной стоимости в рамках Экономического пояса Шелкового пути. Обеспечить надежный, быстрый и «бесшовный» транзит. Транзит товаров, идей, технологий и контактов между людьми. Не только между Китаем и Европой, но и между всеми участниками «Пояса и пути», — подчеркнул глава белорусского внешнеполитического ведомства.
Министр иностранных дел заверил участников саммита, что для Китая и всех стран «Пояса и пути» Беларусь всегда будет не только окном возможностей в Европе, но и самой надежной точкой опоры. Так же, как Гонконг для нас в Юго-Восточной Азии.
Рыженков: для Беларуси «Пояс и путь» стал своеобразным «поясом безопасности»
Рыженков на 9-м Саммите «Пояс и Путь» в Гонконге: настало время вернуть власть глобальному большинству