Червенский рынок - один из первых примеров государственно-частного партнерства

Рыночное партнерство

Четыре года назад минчанам представили один из первых продуктов государственно–частного партнерства властей и бизнес–организаций — Червенский рынок в Лошице. Этому предшествовали двухлетняя борьба предпринимателей за прежнюю территорию в центре города и сомнения, пойдет ли торговля на новом месте так же бойко. И все же компромисс был найден: минские власти подобрали альтернативную площадку и обязались оказать содействие в ее освоении, а несколько бизнес–объединений консолидировали усилия, чтобы возродить Червенский рынок из пепла. Можно ли считать первый масштабный опыт сотрудничества мэрии и малого бизнеса удачным?


Один из старейших рынков столицы, к счастью, сохранил свою специализацию. Раньше на него ехали не только за продуктами, но и за товарами хозяйственного назначения, а в последние десятилетия — еще и как на вещевую ярмарку. Съестного на новом месте нынче продается меньше — недалеко выросли крупные гипермаркеты. Однако овощи, фрукты, бакалея, мясная и прочая продукция присутствуют — как на открытой площадке, так и в магазине под крышей административного здания. Имеются и точки общепита. Но основная площадь отдана под вещевой и строительный рынки.

Вопреки прогнозам скептиков, существенных брешей в торговых рядах не наблюдается: большинство павильонов функционирует, и даже в будний день покупателей хватает. Лишь в дальних от входа рядах много закрытых точек. Оно и понятно: чем ближе к входу, тем бойче торговля. В администрации Червенского отмечают: количество арендаторов уменьшилось, как, впрочем, и на других рынках, с тех пор как повысились требования к документам на продукцию легкой промышленности. Но сейчас оттока предпринимателей нет. Более того, в результате мероприятий по привлечению посетителей наблюдается обратная тенденция. Поэтому руководство рынка смотрит в будущее с оптимизмом. А ведь еще несколько лет назад, когда работа по сохранению Червенского рынка только начиналась, многим казалось, что историческое торговое место никогда не возродится в прежнем масштабе.

— В связи с необходимостью освобождения прежней площадки под застройку Мингорисполком предложил общественным организациям бизнеса помочь решить проблему переноса рынка, — вспоминает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. — Тогда Белорусский союз предпринимателей, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей и Республиканская конфедерация предпринимательства создали компанию, которая взяла кредиты, разработала проект и в сжатые сроки осуществила перенос.

Рынок начал работу, однако вскоре у его руководства возникла масса мелких проблем, говоря бюрократическим языком, «в связи с несовершенством механизмов реализации инвестиционного договора». В частности, на передаваемом участке оставался частный дом. На его ликвидацию ушло... четыре года! А потом еще год решался вопрос о передаче участка для завершения корректировки инвестпроекта. Только в конце 2016–го все документы наконец были подписаны, а хозяева рынка разработали проект второго корпуса. Теперь ждут разрешения соответствующих служб горисполкома на строительство.


В общем, Александр Калинин считает, что государственно–частное партнерство получилось, однако есть и определенные сложности из–за несовершенства законодательства. Скажем, проект развития Червенского рынка — не коммерческий, а социальный, но имеет лишь минимальные льготы — бесплатный участок и отсутствие арендной платы за землю в период строительства. По мнению Александра Калинина, должны быть выработаны более четкие обязательства:

— Внесение изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам государственно–частного партнерства поможет решить массу технических проблем. Мое видение проблемы таково: у чиновников нет преемственности позиций. К примеру, мы договариваемся в Мингорисполкоме с одним руководителем о максимальном взаимодействии, но ведь все вопросы одним махом не пропишешь. А через какое–то время на его место приходит другой, который ничего о ситуации не знает. Приходится с самого начала вводить его в курс дела.

Что касается собственно бизнес–составляющей работы рынка, то его хозяева знают все проблемы предпринимателей, а потому взяли курс на понижение арендной платы. За четыре года в долларовом эквиваленте она снизилась с 28,5 за 1 квадратный метр где–то до 20. И, конечно, разработку проектов правовых актов по стимулированию деловой активности и исключению излишних требований к бизнесу Белорусский союз предпринимателей приветствует, как говорится, двумя руками. Рассчитывая, что в итоговых документах будет отражено предложение об упрощении требований к ИП, перемещающим небольшие партии товаров (стоимостью до 1.000 евро) в сопровождаемом багаже без использования транспорта. Тогда, по расчетам экспертов, удастся восстановить 15 — 20 тысяч торговых мест в целом по стране. Данная позиция, отмечает Александр Калинин, уже поддержана в Минэкономики, МАРТ, Минфине.

Предприниматели также готовы создать на базе Червенского рынка за счет средств общественных объединений структуру по содействию преобразованию мелкого торгового капитала в производственный. Здесь предполагается в том числе наладить сотрудничество со столичным индустриальным парком. Задача — перекинуть своеобразный мост между торговым капиталом на рынках и производителями в сфере малого бизнеса. Для этого и нужна новая, вторая площадка.

ИЗ ИСТОРИИ

Червенский рынок был основан в 1897 году. В годы Великой Отечественной войны данная территория вместе с Комаровским рынком входила в список трех мест, которыми оккупационные власти и ограничивали рыночную торговлю. В начале 2013–го Червенский рынок перенесен с прежнего места (в районе пересечения улиц Аранской и Маяковского) в сторону микрорайона Лошица, за хладокомбинат № 2.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что будет на месте старого Червенского рынка?

Иранская компания «Дидас Интернэшнл Групп» намеревалась там возвести многофункциональный комплекс с торговым, развлекательным, оздоровительным и деловым центрами и двухуровневой подземной парковкой. В октябре 2015 года Мингорисполком принял решение расторгнуть инвестиционный договор по соглашению сторон. В декабре 2016–го стало известно, что найден новый инвестор. «В течение года он должен определиться, что здесь будет. Мы сейчас жестко отслеживаем сроки», — заявил председатель Мингорисполкома Андрей Шорец.

ЦИФРА «СБ»

За последнюю пятилетку количество рынков в Минске сократилось на 4 объекта, а число рыночных торговых мест — более чем на 9.000. Наблюдается также снижение товарооборота. В мэрии считают, что покупатели отдают предпочтение стационарным объектам, в том числе крупным торговым центрам.

СПРАВКА «СБ»

В Минске работают 20 рынков:

•  «Минский вернисаж» (проспект Независимости, 25б)

•  «Западный» (ул. Бурдейного, 6);

•  Комаровский рынок (ул. В.Хоружей, 8);

•  «Восток» (ул. Славинского, 45);

•  Центральный рынок стройматериалов (ул. Уручская, 19);

•  «Уральский» (ул. Фроликова, 8);

•  Курасовщинский рынок (ул. Корженевского, 2);

•  «Октябрьский» (ул. Асаналиева, 44);

•  Maximus (ул. Есенина, 76);

•  «Малиновка» (ул. Есенина, 76);

•  «Московский» (проспект Газеты «Звязда», 16);

•  «Велозаводской» (пер. Рабочий, 5);

•  «Серебрянка» (ул. Плеханова, 89);

•   «Свелта» (ул. Малинина, 35а);

•   Червенский рынок (ул. Маяковского, 184);

•   Чижовский рынок (проезд Ташкентский, 5);

•  Торговые ряды (проспект Партизанский, 99);

•  «Раковский кирмаш» (ул. Д.Марцинкевича, 11);

•  «Уручье–3» (ул. Никифорова, 51);

•  ООО «Торговый дом «Ждановичи», 10 рынков (ул. Тимирязева, 123).


nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter