Источник: Знамя юности
Знамя юности

Чем больше пишешь, тем лучше получается. Побывали на мастер-классе по каллиграфии

Русская вязь, английский курсив

Пять лет назад Ольга Саханкова решила начать все с чистого листа: бросила работу в налоговой, занялась графическим дизайном и стала мастером-каллиграфом. В детстве, признается, казалось, что искусство писать красиво – это что-то из Средневековья. Но со временем пришла к выводу, что умение выводить ровные буквы с завитушками может пригодиться даже в век информационных технологий.

Свое мастерство Ольга оттачивает ежедневно

По дороге на юг

Жительницей Гомеля Ольга стала всего пару лет назад, успев прочертить жизненный путь практически из варя­г в греки. Родилась в Эстонии, до 18 лет жила в Витебске, училась в Го­рецкой сельскохозяйственной академии, работала в Могилеве, а затем вместе с мужем и детьми перебралась в Гомель:

– Когда жила в Витебске, мне казалось, что это лучший город. Потом влюбилась в Могилев, который покорил меня своей архитектурой и интересной планировкой. А теперь мое сердце отдано Гомелю. Самый лучший город, наверное, тот, где твоя семья!

Специальность «финансы и кредит», работа бухгал­тером, затем налоговым инспек­тором – все это с об­разом каллиграфа вяжется мало, улыбается мастер:

– Мне с детства хотелось творить, общаться с людьми, но семья настояла на более практичной профессии. После декрета я решила найти дело по душе. Начала учиться графическому дизайну, занималась на курсах, посещала семинары и влюбилась в красивые шрифты.

Пример экспрессивной каллиграфии

Объяснить современному человеку, зачем нужно менять клавиатуру на перо или кисть, очень сложно. Да и необходимости такой нет, уверена Ольга:

– Каллиграфия – это вид искусства. Вы не будете пользоваться им постоянно, конспектируя лекцию или делая заметки. Но умение красиво подписать открытку, оформить стенд или просто выразить себя в надписи никому не помешает. В Гомеле большей популярностью пользуется практическое направление – подготовка руки к письму и коррекция почерка. Я занимаюсь с детьми с пяти до десяти лет, мы учимся писать ровнее, быстрее, ритмичнее, красивее.

Ритмика на бумаге

Русская вязь, английский курсив, арабская, восточно­азиатская, экспрессивная каллиграфия – видов у этого искусства великое множество. Как и инструментов, при помощи которых можно выводить графические узоры на бумаге: начиная от ручек и маркеров и заканчивая пером, кистью, брашпеном и рулинг-пен. Ольга говорит, что срок, за который возможно овладеть искусством завиточков, зависит от возраста ученика, его природных способностей, инструмента и даже бумаги, на которой он пишет. Но основной секрет – упорные тренировки, как в спорте. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Свое мастерство Ольга продолжает оттачивать каждый день.

Самое популярное направление — коррекция почерка

Воспользовавшись случаем, на мастер-класс напрашиваюсь и я. Начинаем с танцевальных основ, огорошивает меня каллиграф:

– Методика называется графоритмика – упражнения для разминки каждой зоны руки, музыкально-ритмическая тренировка с помощью специальных прописей.

Процесс действительно напоминает танцы. На рисунке фигуры разной сложности – от треугольника до многоугольника с завитушками. На них нанесены визуаль­но-двигательные опоры – точки, на которых фокусируется и взгляд, и рука, когда в ритм музыке мы перемещаем карандаш по линиям. Мелодия из мобильника звучит детская, а вот страсти на бумаге разгораются нешуточные: стараясь вовремя переметнуться к следующей точке, я, кажется, накачала себе бицепс. Ольга объясняет:

– Замечали, как дети иногда зажимают всю руку, словно монолит, двигаются почти всем телом во время письма? А такие упражнения делают более подвижными разные зоны.

Из-под пера

Наконец передо мной появляются книжные страницы с роскошными примерами округлых букв. Но перед самы­м интересным этапом мас­тер, как в школе, поправляет мою посадку:

– Спинка прямая, ноги на полу, лист располагаем не параллельно краю стола, а по движению руки, локоть припод­нимаем немного, чтоб­ы можно было двигаться свобод­но.

Когда твоей рукой руководит мастер, буквы получаются куда ровнее

На столе пузырек с ту­шь­ю, в руке – кисть, в глаза­х растерянность, а Ольг­а продолжает урок:

– Есть фундаментальное правило каллиграфии. Вниз мы делаем толстый штрих, вверх – тонкий. Это придает шрифту ритмичность – широкая линия повторяется через примерно равное расстояние. Даже если вы сейчас не будете сильно стараться, а напишете своим почерком, это должно быть очень краси­во.

– Должно – это ключевое слово, – вздыхаю я и принимаюсь за работу.

Пишем наше общее имя, пытаясь втиснуть межд­у двумя горизонтальными линиями, как в школе, на разлинованной бумаге. Пише­м вместе: моей рукой двигает мастер. Ровные линии разной толщины получаются до того момента, пока я не пускаюсь в свободное плавание. Самостоятельно вы­веденное имя нашего фотографа заставило меня покраснеть перед коллегой. Ольга утешила:

– Получается очень даже неплохо, еще несколько месяцев тренировок – и будет совсем хорошо!

За полчаса я, обливаясь потом, еле-еле вывела несколько букв, а Ольга за пару минут, не прекращая раз­говора, сотворила настоящий шедевр – в технике экспрес­сивной каллиграфии написала название нашей газе­ты. И напоследок дала еще пару советов для красивого письма:

– Немаловажно выбрать хороший инструмент. Ручка или карандаш должны быть около восьми миллиметров толщиной. Хорошо, если поверхность покрыта проре­зиненным составом, имеет ребрыш­ки, чтобы предмет не выскальзывал. Сжимать ручку до побелевших пальцев нельзя, а локоть должен быть немного приподнят. И письмом нужно заниматься в хорошем настроении, это ведь всегда творчество и выражение себя.


Фото Таты КАВЕРИНОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter