Пять лет назад Ольга Саханкова решила начать все с чистого листа: бросила работу в налоговой, занялась графическим дизайном и стала мастером-каллиграфом. В детстве, признается, казалось, что искусство писать красиво – это что-то из Средневековья. Но со временем пришла к выводу, что умение выводить ровные буквы с завитушками может пригодиться даже в век информационных технологий.
Свое мастерство Ольга оттачивает ежедневно
По дороге на юг
Жительницей Гомеля Ольга стала всего пару лет назад, успев прочертить жизненный путь практически из варяг в греки. Родилась в Эстонии, до 18 лет жила в Витебске, училась в Горецкой сельскохозяйственной академии, работала в Могилеве, а затем вместе с мужем и детьми перебралась в Гомель:– Когда жила в Витебске, мне казалось, что это лучший город. Потом влюбилась в Могилев, который покорил меня своей архитектурой и интересной планировкой. А теперь мое сердце отдано Гомелю. Самый лучший город, наверное, тот, где твоя семья!
Специальность «финансы и кредит», работа бухгалтером, затем налоговым инспектором – все это с образом каллиграфа вяжется мало, улыбается мастер:
– Мне с детства хотелось творить, общаться с людьми, но семья настояла на более практичной профессии. После декрета я решила найти дело по душе. Начала учиться графическому дизайну, занималась на курсах, посещала семинары и влюбилась в красивые шрифты.
Пример экспрессивной каллиграфии
– Каллиграфия – это вид искусства. Вы не будете пользоваться им постоянно, конспектируя лекцию или делая заметки. Но умение красиво подписать открытку, оформить стенд или просто выразить себя в надписи никому не помешает. В Гомеле большей популярностью пользуется практическое направление – подготовка руки к письму и коррекция почерка. Я занимаюсь с детьми с пяти до десяти лет, мы учимся писать ровнее, быстрее, ритмичнее, красивее.
Ритмика на бумаге
Русская вязь, английский курсив, арабская, восточноазиатская, экспрессивная каллиграфия – видов у этого искусства великое множество. Как и инструментов, при помощи которых можно выводить графические узоры на бумаге: начиная от ручек и маркеров и заканчивая пером, кистью, брашпеном и рулинг-пен. Ольга говорит, что срок, за который возможно овладеть искусством завиточков, зависит от возраста ученика, его природных способностей, инструмента и даже бумаги, на которой он пишет. Но основной секрет – упорные тренировки, как в спорте. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Свое мастерство Ольга продолжает оттачивать каждый день.
Самое популярное направление — коррекция почерка
Воспользовавшись случаем, на мастер-класс напрашиваюсь и я. Начинаем с танцевальных основ, огорошивает меня каллиграф:
– Методика называется графоритмика – упражнения для разминки каждой зоны руки, музыкально-ритмическая тренировка с помощью специальных прописей.
Процесс действительно напоминает танцы. На рисунке фигуры разной сложности – от треугольника до многоугольника с завитушками. На них нанесены визуально-двигательные опоры – точки, на которых фокусируется и взгляд, и рука, когда в ритм музыке мы перемещаем карандаш по линиям. Мелодия из мобильника звучит детская, а вот страсти на бумаге разгораются нешуточные: стараясь вовремя переметнуться к следующей точке, я, кажется, накачала себе бицепс. Ольга объясняет:
– Замечали, как дети иногда зажимают всю руку, словно монолит, двигаются почти всем телом во время письма? А такие упражнения делают более подвижными разные зоны.
Из-под пера
Наконец передо мной появляются книжные страницы с роскошными примерами округлых букв. Но перед самым интересным этапом мастер, как в школе, поправляет мою посадку:
– Спинка прямая, ноги на полу, лист располагаем не параллельно краю стола, а по движению руки, локоть приподнимаем немного, чтобы можно было двигаться свободно.
Когда твоей рукой руководит мастер, буквы получаются куда ровнее
На столе пузырек с тушью, в руке – кисть, в глазах растерянность, а Ольга продолжает урок:– Есть фундаментальное правило каллиграфии. Вниз мы делаем толстый штрих, вверх – тонкий. Это придает шрифту ритмичность – широкая линия повторяется через примерно равное расстояние. Даже если вы сейчас не будете сильно стараться, а напишете своим почерком, это должно быть очень красиво.
– Должно – это ключевое слово, – вздыхаю я и принимаюсь за работу.
Пишем наше общее имя, пытаясь втиснуть между двумя горизонтальными линиями, как в школе, на разлинованной бумаге. Пишем вместе: моей рукой двигает мастер. Ровные линии разной толщины получаются до того момента, пока я не пускаюсь в свободное плавание. Самостоятельно выведенное имя нашего фотографа заставило меня покраснеть перед коллегой. Ольга утешила:
– Получается очень даже неплохо, еще несколько месяцев тренировок – и будет совсем хорошо!
За полчаса я, обливаясь потом, еле-еле вывела несколько букв, а Ольга за пару минут, не прекращая разговора, сотворила настоящий шедевр – в технике экспрессивной каллиграфии написала название нашей газеты. И напоследок дала еще пару советов для красивого письма:
– Немаловажно выбрать хороший инструмент. Ручка или карандаш должны быть около восьми миллиметров толщиной. Хорошо, если поверхность покрыта прорезиненным составом, имеет ребрышки, чтобы предмет не выскальзывал. Сжимать ручку до побелевших пальцев нельзя, а локоть должен быть немного приподнят. И письмом нужно заниматься в хорошем настроении, это ведь всегда творчество и выражение себя.
Фото Таты КАВЕРИНОЙ