За два года раскопок в районе археологического комплекса на реке Менка археологи достигли поставленных целей: показали городской характер поселения и образцы материальной культуры, которая полностью соответствует ранней городской структуре X–XI веков. Об этом корреспонденту sb.by сообщил руководитель раскопок на Менке, заведующий отделом археологии Средних веков и Нового времени Института истории Национальной академии наук Андрей Войтехович.
По его словам, эти укрепления были значительными и по своим размерам не уступали укреплениям, которые были выявлены в Минске на Свислочи:
— Понятие «город» происходит от слов «городить», «огораживать». И вот когда была огорожена вся территория, это место и стало полноценным городом. Здесь классическая городская структура: детинец, окольный город и городские посады.
— Зафиксировали ряд пожаров, вызванных в том числе и военным вмешательством, так как нашли обгорелое оружие. Взяли образцы этих пожаров на радиоуглеродный анализ, чтобы получить точную дату, когда военные нападения осуществлялись, и потом сопоставить с историческими событиями, — сообщил Андрей Войтехович. — Мы можем на сто процентов утверждать, что это крупный, большой город, расцвет которого пришелся на XI век. В конце XI века жизнь здесь пришла в упадок и к середине XII века полностью прекратилась. Мы можем это связывать с возникновением нового города на Свислочи, так как центр был перенесен туда. И мы с уверенностью можем говорить, что да, это как раз и есть первоначальный летописный древний Менск.
Вместе с тем, по его словам, еще один вопрос остался неразрешимым:
— На одном из наших раскопов — на площадке окольного города большого городища — мы нашли погребения, которые там не должны были быть. Потому что погребения на территории, где жили люди, обычно не делались. Они могли совершаться только в одном случае: если на этой территории стоит храм. Поэтому есть такое предположение, что около южного входа в городище был деревянный храм или церковь, вокруг которой в XI–XII веке совершались погребения.
Для того, чтобы доказать эту версию или опровергнуть, археологи на следующий год запланировали раскопки на предположительном месте нахождения этого храма.
— Подтверждается это еще тем, что в прошлом году мы нашли переносное кадило, которое тоже может происходить из церкви, — очертил планы Андрей Войтехович и добавил, что этот комплекс — знаковое место не только для Беларуси, но и для всей восточнославянской археологии.