Зачем Тамаре Волох надо было изучать символы и знаки наших предков
Любовь к рукоделию Тамаре и ее младшей сестре Светлане привила мама, которая пряла, ткала, вязала, вышивала и плела кружева. В родном селе Озерцы Глубокского района в 1960-е годы почти каждый дом украшали вышитые цветастые скатерти и занавески, кружевные салфетки, самодельные покрывала и полотенца. Получив профессию инженера лесного хозяйства в минском технологическом институте имени Кирова, в 1974 году Тамара Волох приехала по распределению на Браславщину. Однако инженером проработала недолго. Через полтора года главный бухгалтер уволился, и директор, зная ее усидчивость и внимательность в работе с цифрами, предложил эту должность Тамаре Николаевне. А вскоре ее перевели в Витебск главным бухгалтером управления лесного хозяйства облисполкома.
В городе над Двиной встретила однокашника и через полгода вышла за него замуж, родила сына. Ребенок перенес гнойный менингит, не мог ходить в детский сад. Пришлось уволиться с работы, чтобы поставить его на ноги после болезни. Стала надомницей-вязальщицей на фабрике художественных изделий, где в то время изготавливали варежки с норвежскими узорами. Так проработала несколько месяцев, а когда сын выздоровел, вернулась в лесное хозяйство: сначала на должность инженера, потом снова ушла в бухгалтерию и главбухом — на заслуженный отдых. Свободное время Тамара Николаевна посвящала рукоделию: вспомнила, как вязала варежки с узорами.
На одном из «Славянских базаров» мастерица выставила на продажу несколько пар рукавичек. И вопрос иностранных гостей: «Что у вас есть белорусское?» — подтолкнул ее к изучению наших традиционных узоров. Первым делом перерисовала национальный орнамент на клетчатую бумагу с грамоты, врученной ей на работе. Потом покупала и штудировала специальные книги и журналы.
— Прочитав их, поняла, что наши предки верили в магическую силу символов и знаков. Единого строгого их обозначения нет, но все они должны были защищать людей и приносить добро. Узоров, символизирующих смерть, боль, горе, не было. Белорусский орнамент — своеобразный оберег, который несет только положительный посыл. Поэтому на рукавичках знаки плодородия, семьи, благополучия: «Жыцень», «Спарыш», «Ярыла» и другие зашифрованные добрые послания предков, — рассказывает собеседница.
Причем рукодельница сама разрабатывала схемы вязания этих символов для варежек. Брала образцы из ткачества, вышивки. Компоновала так, чтобы узор помещался на рукавичке.
В последнее время спрос на изделия с национальными узорами растет. Есть у Тамары Николаевны и постоянные клиенты. Находят мастерицу на «Славянском базаре» в Витебске, на выставке «Млын» в Минске. Ее хорошо знают и в Смоленске, куда до пандемии приезжала на День Победы и День города. Варежки Тамары Волох греют руки и радуют глаз не только жителей Беларуси и России, но и Канады, США, Германии, Норвегии, Великобритании.
— На одном из «Славянских базаров» рукавички купил певец из Казахстана. Было особенно приятно услышать от молодого человека: «Это маме, чтобы руки не болели», — вспоминает мастерица.
Тамара Николаевна гордится и своими сыновьями. Старший Тарас работает юристом и интересуется историей, участник клуба исторической реконструкции. Младший Дмитрий преподает трудовое обучение в школе, а в свободное время вырезает из дерева.
Увлечение Тамары Николаевны подхватила ее сестра Светлана Легкова. Обе состоят в Белорусском союзе мастеров народного творчества. Изделия сестер увековечены в двухтомнике «Народные сувениры Витебщины».
Любопытно, что многолетний бухгалтерский опыт Тамары Волох наложил свой отпечаток: ведет учет собственных творений. Так, с 2011 по 2021 год изготовила 486 пар варежек. И это не считая шалей, палантинов, гольфов и того, что делала для себя и своих близких. Ее домашние согреты вязаными свитерами, жилетками, носками и, конечно же, рукавичками, в которые она вкладывает душу.
— Вяжу только с хорошим настроением. Как-то подсчитала: нужно семь часов непрерывной работы, чтобы связать одну варежку. При этом никто и ничто не должны мешать, ведь надо внимательно следить за схемой, чтобы не нарушить узор. Вязание изделий с орнаментом — очень трудоемкий процесс. Да и зрение уже не то, что в молодости. Каждый раз думаю: все, устала, больше вязать не буду. Но нет! Руки так и тянутся к спицам.
alimova@sb.by
О чем говорят орнаменты на варежках, знает витебчанка Тамара Волох
Рукавички со смыслом
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Елена АЛИМОВА