Генпрокуратура: все аварии на железнодорожных переездах произошли по вине водителей
В 2024 году на железнодорожных переездах случилось 13 аварий, в которых 4 человека погибли. Была повреждена также железнодорожная инфраструктура и транспортные средства. Это и стало причиной комплексной проверки Генеральной прокуратурой того, как исполняется законодательство в части обеспечения безаварийной работы железнодорожного транспорта. Какие недочеты выявлены и как их планируют устранить — в нашем материале.
Личная невнимательность
Допускаемые нарушения правил проезда железнодорожных переездов представляют повышенную опасность, поскольку могут привести к авариям и крушениям подвижного железнодорожного состава с многочисленными человеческими жертвами, причинению значительного материального вреда, вызвать негативные последствия техногенного характера для окружающей среды.
Чем может закончиться авария на переезде, можно наглядно увидеть на кадрах с места крушения пассажирского поезда в Волгоградской области, в котором следовало свыше 800 пассажиров. Состав врезался в автомобиль КамАЗ, водитель которого грубо нарушил ПДД и выехал на пути. В результате столкновения с грузовиком сошли с рельсов восемь вагонов и электровоз. Пострадали более 150 человек.
А вот свежий пример: пьяный бесправник, сев за руль микроавтобуса под Речицей, въехал в дизель‑поезд, перевозивший около 90 пассажиров. Колесная пара одного из вагонов сошла с рельсов. По счастливой случайности никто не пострадал. Однако многим пришлось скорректировать свои планы из‑за технической невозможности дальнейшего следования поезда.
Этих чрезвычайных ситуаций, как и других, можно было не допустить, если бы водители не игнорировали правила безопасности на железной дороге, считает начальник управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Николай Кротов:
— Все аварии случились из‑за личной невнимательности водителей, недооценки степени риска выезда на переезд при запрещающем сигнале свето‑звуковой сигнализации. Они грубо нарушали ПДД. Водители часто не реагируют и оставляют без внимания световые и звуковые сигналы светофора, требования знака «Движение без остановки запрещено», двигаются по переезду, когда шлагбаум начинает закрываться...
Только в истекшем периоде 2024 года за нарушение правил проезда железнодорожных переездов органами внутренних дел к административной ответственности привлечено свыше 1500 правонарушителей.
Как итог — в этом году в столкновениях автомобильного транспорта с поездами на переездах погибли четверо, девятерым причинены травмы различной степени тяжести. Для сравнения: в прошлом году не было ни одного летального ДТП. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Брестской области.
Аварии на переездах негативно сказываются на стабильном функционировании транспорта: нарушается ритмичность работы железной дороги, срываются графики движения поездов, сроки доставки к месту назначения грузов и пассажиров. В результате случившихся ДТП только в 2023 году железной дороге причинен ущерб на почти 193 тыс. рублей.
Николай Кротов указал на один важный аспект: большинство виновников аварий на переездах — профессиональные водители, которые в момент ДТП управляли служебным автомобилем. Почти все столкновения произошли в будние дни.
Прокуроры выяснили, что фактически все юридические лица различной формы собственности, транспортные средства которых стали участниками ДТП на железнодорожных переездах, не соблюдали в должной мере требования Закона «О дорожном движении», обязывающего принимать меры по обеспечению безопасности. Надзорными мероприятиями установлено, что организации, осуществляющие транспортную деятельность, не наладили работу в коллективах по повышению транспортной дисциплины, не анализировали причины и условия, способствующие нарушению правил дорожного движения и совершению дорожно‑транспортных происшествий с участием принадлежащей им техники. Мероприятия по их устранению также не вырабатывались. Прокуроры обнаружили многочисленные факты ослабленного контроля за техническим состоянием транспорта и физическим состоянием водителя перед выездом, а также участия в дорожном движении тяжеловесного транспорта без спецразрешения на проезд по дорогам общего пользования.
В подтверждение своих слов Николай Кротов привел конкретный пример:
— Витебская транспортная прокуратура провела проверку деятельности местной компании «Фортум‑Бел», водитель которой стал виновником аварии на переезде в Речице. Выяснилось, что в течение двух лет предприятие почти 170 раз выпускало на линию машины без допуска к участию в дорожном движении, а в 150 случаях у водителей не было медсправки о состоянии здоровья.
Подобный подход к работе стал одним из условий, способствовавших нарушению водителями правил проезда через железнодорожные пути и возникновению ДТП.
Четкая разметка и видимость знаков
Всего в стране насчитывается более 1,9 тыс. железнодорожных переездов, из них более 1,7 тыс. находятся на балансе железной дороги, при этом 1,1 тыс. — регулируемые. Ежегодно проводится ремонт или замена переездных настилов. За последние два года отремонтировано почти 490 переездов. Ведется работа по установке систем видеонаблюдения, а в Минской области тестируется система автоматической фиксации нарушений ПДД на железнодорожных переездах.
Немаловажный аспект безопасности движения — состояние железнодорожных переездов. Его проверяют ежегодно во время обследований. Обращают внимание на все. Например, чтобы зазор между рельсом и настилом был не слишком большой, ведь в нем запросто может застрять колесо велосипеда или даже мопеда. Проверяют, чтобы дорожное покрытие соответствовало нормам, имелась разметка «стоп‑линия», а знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» не закрывали ветви деревьев...
Следует констатировать, что местными исполнительными и распорядительными органами власти, сотрудниками ГАИ, подразделениями транспортной инспекции, организациями железной дороги прилагаются значительные усилия для снижения аварийности.
Однако, несмотря на принимаемые меры, преодолеть негативную динамику роста числа ДТП с участием автомобильного транспорта и поездов пока не удалось. Это означает, что сделанного недостаточно и необходимо повысить эффективность межведомственного взаимодействия в вопросах поддержания правопорядка на объектах железной дороги, считает Николай Кротов. И добавил, что по итогам надзорных мероприятий Генеральная прокуратура высказала заинтересованным ведомствам конкретные предложения по совершенствованию профилактической работы в сфере безопасности на железнодорожных переездах.
Одно из предложений Генпрокуратуры — организовать на системной основе фиксацию железнодорожниками фактов нарушения ПДД на железной дороге и передачу этих данных в правоохранительные органы для последующей правовой оценки. Мера необходимая, судите сами.
Чтобы разобраться в причинах наезда поезда на станции Колосово на мотоцикл, в результате которого водитель и пассажир погибли, прокуроры изучили записи с камер видеонаблюдения на этом участке пути за неделю до трагедии. Оказалось, ежедневно там совершалось до 30 подобных правонарушений при пересечении железнодорожного полотна!
Внимание руководства железной дороги прокурорами обращено и на случаи несоответствия железнодорожных переездов нормативно‑техническим требованиям, что при определенном стечении неблагоприятных обстоятельств может способствовать возникновению ДТП. А также призвали комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при областных исполнительных комитетах организовать детальный анализ дорожно‑транспортных происшествий на переездах с учетом складывающейся дорожной обстановки, уделять особое внимание исполнению производителями транспортных услуг законодательства о безопасности транспортной деятельности. Своевременно вырабатывать предметные предложения по преодолению негативных тенденций, оперативно направлять их в уполномоченные заинтересованные организации, а их практическую реализацию — брать на контроль. Генпрокуратура со своей стороны проверит, насколько оперативно устраняются выявленные недочеты.