«Cветлое воспоминание» — так режиссер Даниил Филиппович обозначил жанр спектакля.
Обо всех и каждом
По сути, «Двор майго дзяцiнства» — это оммаж Филипповича любимому Минску и району мотовелозавода, где прошло детство режиссера. Идея путешествия по детским воспоминаниям, воссозданным по его же личным дневникам, пришла к Филипповичу достаточно давно, однако предметный разговор с руководством Купаловского на эту тему зашел лишь в прошлом году. Даниил шутит, что от идеи до реализации проекта прошло более 20 лет: с тех пор, как в 6 лет он написал в дневнике первую строчку.— Безусловно, мы не могли перевести на язык театра абсолютно весь дневник. Выбрали из него лишь конкретные отрывки, по которым можно сделать инсценировку. Однако мой дневник — это не исключительно моя личная история. Он о каждом из нас, — уверен режиссер.
Вася Веселкин и его первая любовь Машка (Инесса Искакова)
Детство, юность, первая любовь главного героя Васи Веселкина переплетаются в спектакле с юмором и встречами с реальными людьми, которые окружали режиссера в детстве: это и соседи, и первая учительница по русской литературе. К слову, все они пришли на премьеру. Перед началом спектакля Даниил честно признался: их мнение для него в этот день — самое важное.
— «Двор майго дзяцiнства» для меня как экзамен. Кажется, будто я отдал дневник и теперь смотрю на свою жизнь со стороны. Это удивительное и в то же время странное чувство.
Когда деревья были большими
«Двор майго дзяцiнства» рассказывает не только о жизни самого режиссера, но и шире — о жизни целого поколения, чье детство пришлось на середину 1990‑х.Спектакль содержит огромное количество отсылок к жизни Минска двадцатилетней давности. Но что интересно, насыщенная выжимка из дневников Филипповича перекликается в том числе с поэзией классика белорусской детской литературы Василя Витки.
— Почти 40 лет он жил рядом с театром в доме № 36 на улице Карла Маркса. В 1952‑м в Купаловском даже шел спектакль по пьесе Витки «Шчасце паэта». А сейчас его стихотворения звучат в нашей постановке. Как дети начинают учиться с букваря, так и «Двор майго дзяцiнства» начинается со строк витковской «Азбукi Васi Вясёлкiна», — добавляет режиссер.
Борис Тетеркин в роли Васи Веселкина и Зинаида Зубкова в роли тетки Нади.
Художник-постановщик спектакля Александр Каменец практически полностью перенес на сцену двор, в котором жил писатель:
— Занавески, двери подъезда, качели… Если после спектакля зрители сходят во двор того дома, увидят абсолютно те же детали.
Генеральный директор театра Александр Шестаков в свою очередь уверен: «Двор майго дзяцiнства» — та редкая постановка, в которой вполне отчетливые факты биографии конкретного человека перемежаются с воспоминаниями всех зрителей в зале:
— Я призываю публику, которая посмотрит спектакль, присылать нам на адрес театра (в электронном виде или обычным письмом в конверте) свои воспоминания о детстве и играх во дворе. И кто знает, вдруг по мотивам этого обмена воспоминаниями у нас родится «Двор майго дзяцiнства 2.0»?
Визуальной сокровенности премьере добавила афиша, на которой снимки старого Минска чередуются с детскими фотографиями самих купаловцев. Так, скажем, в маленьком мальчике с собакой Рикой внимательный зритель наверняка распознает самого режиссера, а в белокурой малышке с куклой — худрука Купаловского Ольгу Нефедову.