Воспитатель в беде не бросит: как заботятся о ребятах, оказавшихся в детском приюте

Роднее родителей

Научить ребенка чистить зубы, застилать постель и делать поделки — задача родителей. Однако, к большому сожалению, не все с этой задачей справляются. И дело не в том, что они не умеют объяснять. Бутылка спиртного иногда становится дороже и любимее собственного чада. Тогда о ребятах, которые оказались в социально опасном положении, заботятся воспитатели. На их плечах лежит огромная ответственность: за малышами нужно не просто присматривать 24 на 7, но и найти правильные слова поддержки. С такими профессионалами мы познакомились в Узденском районном социально-педагогическом центре.

Ольга Данильчук.

На месте СПЦ в деревне Присынок когда-то работал детский сад, но 13 лет назад на его базе было решено открыть приют. С того самого времени им руководит Ольга Данильчук. За ее плечами многолетний педагогический труд и в сельских школах, и в городской гимназии. Но преподавание, говорит она, не сравнится с нынешними обязанностями.

— Прежде чем взять ребенка в приют, мы с разными межведомственными органами посещаем семьи, смотрим, в каких условиях живут дети, — рассказывает Ольга Викторовна. — Если они не соответствуют нормам, забираем ребенка, чтобы уберечь его от возможных негативных последствий социально опасной среды. Самая частая проблема — злоупотребление алкоголем. Родители не заботятся о том, чтобы их дети были накормлены, хорошо одеты и отправлены в школу. На исправление дается полгода. Если результат отрицательный, их ожидает лишение родительских прав, а ребенка передаем в детский дом семейного типа. К сожалению, за этот год уже два таких случая в районе.

Когда Артем надел очки, по глазам прочитали: чудо, радость, мир в красках!

Сейчас центр переполнен: в нем живут семь ребят, еще двое вот-вот прибудут. Многих горе-родителей перспектива лишения детей, к слову, отрезвляет. Но силы воли хватает ненадолго…

— В нашей работе очень важно не навредить. Пытаемся подбирать правильные слова, объясняя ситуацию. Хотя большинство из них сами все понимают… Морально тяжело видеть, как детки вынуждены жить не в семье. Но если в работе с ними помогает педагогический опыт, то с родителями гораздо тяжелее. В голове свои установки и привычки, которые трудно побороть, — дополняет Ольга Викторовна.

Чтобы наладить быт и найти общий язык, в приюте создали свои правила. Так, ребятам не рекомендуется пользоваться телефонами: звонить родным — пожалуйста, но «залипать» нельзя. Лучше порукодельничать с Жанной Николаевной.

— Строгая у вас Жанна Николаевна? — спрашиваю ребят.

— Добрая! — кричат они хором. — Но за порядком заставляет следить. 

А как иначе? Иначе в доме будет хаос. Сама Жанна Русак, видно по глазам, любит подопечных как родных. А потому и окутывает их заботой. Например, воспитанники всегда с удовольствием делают поделки.

— Ищу идеи в интернете или придумываю сама, — рассказывает воспитатель. — Я, как и Ольга Викторовна, много лет была учителем. Здесь с детьми постоянно занимаюсь. Мы настолько сдружились, что они не боятся рассказывать секреты, делиться своими переживаниями. Это очень важно и ценно. Стараемся вместе найти решение.

Янина Бугаева и Карина Жильская.

Карина из деревни Могильно в центре уже второй раз. Она одиннадцатиклассница, собирается поступать в педагогический колледж на учителя физкультуры. 

— Живу здесь практически месяц, — идет на контакт собеседница. — Есть ли обида на родителей? Не без этого. Хотелось, чтобы они наконец услышали меня. Мама с папой все равно периодически звонят, привозят сладости. Если исправятся за положенный срок, прощу. Заживем как нормальная семья. 

У подруги Карины Яны настроение хорошее: во время нашей встречи она готовилась ко дню самоуправления в школе. Девочка еще не определилась, кем хочет стать, но преподавать первоклассникам будет охотно. 

— Здесь нас многому научили, — говорит Яна. — Привыкнуть жить по распорядку и без телефона подросткам, конечно, тяжело, но правила никто не отменял. Воспитатели очень чуткие.

Воспитатель Елена Синкевич и Степан Жмачков.

Привязанность к детям чувствуется в заботе и внимании педагогов. Ольга Викторовна дополняет: сейчас самому младшему воспитаннику три годика. И только недавно он увидел мир четко.

— Мы все никак не могли понять, почему Артемка держит все очень близко к лицу, — вспоминает педагог. — Оказалось, глазки у него очень слабо видят. В своем возрасте малыш практически не говорит. Его мама все это знала, но ничего не делала. Родная тетя по нашей просьбе помогла с очками. Когда он их надел, по глазам прочитали: чудо, радость, мир в красках! Были очень рады за Тему. 

В заключение собеседницы сказали: «Мы будем воспитывать в ребятах добро и делать все, чтобы они росли в здоровых семьях».

beleckaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter