Настоящий хеппи-энд
Эта история началась больше десяти лет назад. Светлана и Александр познакомились в одной из социальных сетей. Девушка увидела фото молодого человека в красивом костюме и написала шуточный комментарий: «Когда в ЗАГС?» Уж слишком он напоминал жениха. «Да хоть завтра», — ответил Александр. С того момента все и закрутилось: поженились через полгода.Как и многие семьи, мечтали о детях. Спустя шесть месяцев, когда забеременеть так и не удалось, заволновались, начали обследоваться.
— Врач намекала на ЭКО, но мы надеялись, что и так все получится, — делится Светлана. — Обратилась к еще одному опытному гинекологу, которая помогла моим знакомым с бесплодием. Обследования по новому кругу, и в очередной раз подтвердилось: без ЭКО не обойтись. Сделали две попытки, но они оказались безуспешными. Отчаялись, задумались над усыновлением.
Процедура по госпрограмме стала для семьи Адамович счастливым билетом. Узнав от медиков о возможности сделать бесплатную попытку, пара сразу ею воспользовалась в РНПЦ «Мать и дитя». Один из трех эмбрионов прижился. Светлана сделала тест и не поверила своим глазам. Положила его в мягкую игрушку (аиста) и подарила мужу.
— После десяти лет ожидания такая новость стала для нас, скажем прямо, неожиданной. 31 декабря 2021‑го УЗИ показало: родится девочка. Решили назвать Настенькой. Анастасия Александровна Адамович — звучит! А накануне родов в мою палату приехала пациентка по имени Настя. Я поняла, что это знак, и точно знала: все будет хорошо!
Верить и обязательно идти к своей мечте призывают Адамовичи, обращаясь к парам, мечтающим о ребенке:
— Используйте шансы и современные достижения. Спасибо государству, что предоставляет возможность людям стать счастливыми родителями. А мы, в свою очередь, постараемся дать дочери хорошее воспитание и все условия для развития. Хотим детей еще! На криоконсервации в клинике хранятся наши эмбрионы, планируем воспользоваться ими.
Настенька растет умной, в свои полтора годика все понимает. И даже помогает родителям работать за компьютером: водит мышкой.
— Папина дочка, — улыбается мама. — А папа для нас герой: сам построил дом. Живем в нем уже шесть лет.
Александр — минчанин, но решил переехать на малую родину Светланы в Ивенец. Возле уютного дома с летней террасой — теплица, цветники, газон. Работает глава семьи в банке, а жена — дефектологом. Но пока главное их занятие — Настенька, в которой души не чают.
Востребованная услуга
По госпрограмме в 2021 году семейным парам сделали 884 цикла ЭКО, в 2022‑м — около 2000. Государственный заказ на нынешний год — 1800 циклов. Услуга очень востребована, подчеркивает заведующая отделением вспомогательных репродуктивных технологий РНПЦ «Мать и дитя» Ирина Дусь:Ирина Дусь.
— В программе с бюджетным финансированием участвуют наш центр, городской клинический родильный дом № 2 Минска и Гомельский областной диагностический медико-генетический центр. В нашем отделении за этот год на 1 ноября провели примерно 900 циклов, планируем тысячу. На 2‑й городской родильный дом рассчитано 500 циклов и 300 циклов — на Гомель. Эффективность программы — около 40 процентов.
В мире приблизительно 14 — 15 процентов супружеских пар сталкивается с тем, что не могут зачать ребенка. Женщина беременеет без проблем, если у нее проходимые маточные трубы, полноценные овуляция и матка для вынашивания беременности, а у мужчины — хорошая концентрация и подвижность сперматозоидов. Если где-то есть поломка — вот и причина бесплодия. У женщин часто диагностируют непроходимость маточных труб или вовсе их отсутствие из-за удаления при внематочной беременности. При некоторых эндокринных заболеваниях нет полноценной овуляции — это тоже одна из причин.
— Распространены и мужские факторы бесплодия, — уточняет Ирина Дусь. — В любом случае сначала надо выявить причины. Часто сталкиваемся с сочетанными либо комбинированными формами бесплодия, когда у одной пациентки сразу несколько причин, либо они есть у обоих супругов. Около 40 процентов приходится на сочетанное и 25 — 30 — на комбинированное бесплодие.
ЭКО — услуга сложная и недешевая. В разных клиниках мира за нее просят от 1,5 до 6 тысяч долларов. Плюс консультации, осмотры, анализы. Сколько стоит у нас? На каждую супружескую пару, которая приступает к госпрограмме, заложена определенная сумма. Сейчас это 5200 рублей. На коммерческие циклы стоимость разнится и зависит от того, какая программа нужна.
— В РНПЦ «Мать и дитя» стоимость ЭКО — от 4 до 6 тысяч рублей, — подсказывает Ирина Дусь. — Сюда входит лекарственное обеспечение, расходные материалы, работа сотрудников отделения. За услугами обращаются не только жители Беларуси, но и других государств, к примеру, России, Узбекистана, Казахстана. А раньше география была еще шире.
После 40 лет шансы падают
По статистике, родить ребенка после первой попытки ЭКО удается каждой третьей женщине. А вот если количество попыток удвоить или утроить, шанс забеременеть вырастает в разы и достигает 70 — 80 процентов. Но есть супружеские пары, у которых, к сожалению, результативность низкая. И прежде всего это связано с возрастом женщины.— Если пациентка позднего репродуктивного возраста (особенно старше 40 лет), то эффективность программы снижается до 3 — 5 процентов, — приводит статистику Ирина Дусь. — Поэтому очень хотим, чтобы супружеские пары обращались к нам как можно раньше.
Для пациентки старше 42 лет эффективность программы ЭКО с собственными яйцеклетками крайне низкая — всего 1 — 2 процента. Для того чтобы дать высокие шансы возрастным женщинам, используют донорские яйцеклетки (родственные или анонимного донора).— Яйцеклетка донорская, но эмбрион наполовину состоит из генетического материала супруга, — объясняет Ирина Дусь. — То есть это его биологический ребенок, что очень важно для семьи. При этом женщина самостоятельно вынашивает беременность. Таких пар достаточно много.
Среди ограничений к ЭКО — болезни, при которых вынашивание ребенка противопоказано. Это декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы, печени, почек, тяжелая форма сахарного диабета, онкологические и другие инвалидизирующие недуги. Но и в этом случае есть выход: альтернативные методы лечения, в частности суррогатное материнство.
Бесплатной попыткой, финансируемой из госбюджета, могут воспользоваться пары, где оба супруга — граждане Беларуси, состоят в зарегистрированном браке. У них есть медпоказания к программе, нет проблем со здоровьем. При этом женщине не больше 40 лет, и у нее достаточный овариальный резерв — количество фолликулов, способных продуцировать яйцеклетки.
10 тысяч белорусов
В народе говорят: если Бог не дает детей, значит, и не надо. Но у Ирины Дусь на этот счет другое мнение. Она участвовала во многих дискуссиях со священниками и аргументирует свои доводы:— Наука идет вперед, мир меняется. Эти достижения надо внедрять в медицину. Когда я в начале 1990‑х училась в мединституте, в нашей стране не было ЭКО. На первых пациентов, сделавших его за границей, смотрели с большим удивлением.
Сейчас ЭКО вошло в обычную практику лечения бесплодия, внедрено в Беларуси почти 30 лет назад, в 1994‑м. За это время появилось на свет не меньше чем 10 тысяч белорусов, а вклад в общее количество рожденных за год детей в стране приближается к 1,5 процента.
Каждая пара решает сама, но если хочет воспользоваться этим методом, то в клиниках рады помочь. Процедура безболезненная. Хирургический забор яйцеклеток проходит в условиях малой операционной под общим внутривенным наркозом. А перенос эмбрионов не доставляет боли и не требует наркоза.
Не удалось забеременеть с первого раза? Есть варианты. У многих супружеских пар после окончания программы ЭКО остаются эмбрионы хорошего и отличного качества, их можно криоконсервировать и хранить многие годы.
— Это прекрасная подушка безопасности, — считает Ирина Дусь. — Такие эмбрионы в нашем отделении есть у каждой третьей супружеской пары, кому провели попытку ЭКО с бюджетным финансированием.
Если пациентка не забеременела, то через два-три месяца она может прийти на криоперенос. Его можно также выполнить и через несколько лет после рождения ребенка. Это увеличивает эффективность программы.Во всем мире криоконсервация очень распространена, наша страна не исключение. Есть супружеские пары, эмбрионы которых хранятся больше пяти лет. Польза налицо: возраст пациентки увеличивается, а для эмбрионов «часы остановились».
— После рождения ребенка пациенты возвращаются на повторные криопрограммы обычно через два-три года, — уточняет Ирина Дусь. — Наша задача — только подготовить эндометрий и сделать перенос в оптимальный день.
Не папа, а донор
Из пробирки чаще обычного рождаются двойни и даже тройни. Но этот нюанс четко прописан в Законе «О вспомогательных репродуктивных технологиях». Если точнее, у пары есть право на перенос максимум двух эмбрионов, когда супругам до 35 лет, а попытка ЭКО у них первая или вторая. Переносить максимум три эмбриона разрешается парам в возрасте 35+ либо у них третья или последующая попытка.— Выбор за семьей, но мы сторонники, чтобы это была одноплодная беременность, — объясняет Ирина Дусь. — Количество циклов по переносу одного эмбриона в нашем отделении ежегодно увеличивается. Однако даже при таком раскладе на двойню приходится 1 — 1,5 процента, потому что при переносе одного эмбриона могут родиться однояйцевые близнецы.
К слову, сама по себе процедура не увеличивает и не уменьшает процент пороков развития плода. В любом случае все пациентки, забеременевшие самостоятельно или по программе ЭКО, проходят генетический скрининг, он и выявляет проблемы. А дальше дело за врачами-генетиками.
Говорят, дети из пробирки более развитые, чем те, кто зачат естественным путем. Это миф или правда, спросили у Ирины Дусь:
— Делаю ЭКО почти 20 лет. И вот что поняла. Супружеские пары, которые прошли тяжелый путь и достигли результата, в последующем вкладывают больше времени в развитие своих детей.
Эти малыши однозначно очень любимы и желанны. Их образованием, воспитанием занимается вся семья. Счастье в этом случае двойное: родителям повезло родить, а детям — родиться счастливыми.
Даже одинокая женщина может сделать ЭКО с использованием материала анонимного донора. Этот метод абсолютно безопасный. Мужчина — анонимный донор — проходит обследование, сдает несколько порций спермы, которую в клинике замораживают. По истечении как минимум шести месяцев пациента обследуют повторно. Таким образом, материал прошел карантин и считается безопасным. Им могут воспользоваться не только одинокие женщины, но и супружеские пары, где у мужчины нет сперматозоидов либо у него диагностировали генетическое заболевание, передающееся потомству.
ЭКО с каждым годом более приемлемо для общества. Пусть оно не решает всех демографических проблем, но однозначно делает счастливыми те супружеские пары, кому удалось преодолеть бесплодие.
Сын и дочь
После первого ЭКО, которое выполнили в РНПЦ «Мать и дитя», родилась двойняЭто было в 2008‑м, на свет появились мальчик и девочка весом 2400 и 2800 граммов. Причем беременность наступила после первой же попытки. Роженице сделали плановое кесарево сечение. Диагноз «бесплодие» этой 38‑летней пациентке поставили в 23 года. Консервативное и хирургическое лечение не помогало.
Луизе Браун — 45
У первого ребенка из пробирки — юбилейВ 1978 году в английском городе Олдем произошло чудо: оплодотворенную в чашке Петри яйцеклетку успешно пересадили в матку женщины. Через 38 недель родилась Луиза Джой Браун. Продажа прав на публикацию материалов о первом ЭКО обеспечила финансовое будущее девочки. Впоследствии она вышла замуж и родила двух сыновей, зачатых традиционным путем.