Девятилетний Яков, шестилетняя Мария, четырехлетний Костик и малышка Анютка, которой вскоре исполнится два годика, — гродненка Инна Папоротная знакомит со своими детьми. А я мысленно продолжаю ряд овечкой Молли, собачкой Фросей, драконом Комодо, семейством забавных коал... Ведь все эти рисованные герои тоже в какой-то степени дети Инны. Она выносила идеи, дала им жизнь, отпустила в большой мир, и теперь они радуют ее своими успехами. Два года назад Инна победила со своими иллюстрациями в одном из крупнейших российских конкурсов в области детской и юношеской литературы “Новая детская книга”. Этой осенью ее отметили на конкурсе книжной иллюстрации и дизайна “Образ книги” за рисунки к книге “Капитан Борщ”. Художник по образованию, Инна Папоротная несколько лет работала дизайнером. Вернуться к рисованию подстегнуло рождение третьего ребенка. Рука потянулась к карандашу, и из-под графита посыпались забавные зверушки — на радость детям художницы и всем маленьким читателям.
— Инна, говорят, современных детей очень сложно заинтересовать книгой. Так ли это?
— Может быть, современных детей трудно заинтересовать книгой потому, что их не “заинтересовывают”? Наши дети с самого младшего возраста слушают, как мы им читаем. Старший Яша и сейчас, хотя уже учится в школе и умеет читать, с удовольствием принимает участие в совместном чтении. Ведь это время потрясающего единения и семейной близости.
— Каким должно быть, на ваш взгляд, издание, чтобы ребенок захотел его полистать?
— Думаю, ребенку нужно предлагать книги на свое усмотрение. Ты же взрослый и видишь, что хорошо, что плохо, что интересно, что нет. Яша, когда учился во втором классе, сам выбрал книги в школьной библиотеке — ориентировался на иллюстрации. А в итоге не смог дочитать: это было или издание не по возрасту, или действительно неинтересное длинное произведение.
— Как вы создаете свои рисунки — с помощью карандаша, красок, компьютера? За десятилетия техника рисования наверняка изменилась?
— Раньше, в докомпьютерную эпоху, как я называю то время, моими любимыми материалами были акрил и цветные карандаши. Сейчас я рисую простым карандашом и раскрашиваю в фотошопе. На данный момент это удобная техника рисования для меня: живой простой карандаш (для души) и фоторедактор вместо красок — когда дома есть дети, открытые баночки с настоящими красками не оставишь без присмотра, они тут же притягивают детвору. Хочу вернуться к живым материалам, но, думаю, от фотошопа уже не откажусь: в нем можно быстро что-то корректировать — это важно при работе с издательством.
— Современные технологии меняют не только процесс творчества, но и условия труда? Знаю, книги, которые вы иллюстрируете, выходят в российском издательстве, хотя сами вы живете и работаете в Гродно. Раньше это было бы просто невозможно...
— Да, в тот же докомпьютерный период я рисовала для одного минского издательства. Приходилось перерисовывать заново иллюстрацию из-за какой-нибудь мелочи. И это было не единично. Автобусами я передавала работу в Минск, редактор забирала рисунки, мы созванивались и снова оговаривали изменения. Сейчас я рисую иллюстрацию, отсылаю по электронной почте в московское издательство, и в течение нескольких минут художественный редактор отвечает.
— Что для вас самое важное в рисунке — образность, душа, красочность?..
— Мне интересны образы, эмоции персонажей, нравится продумывать сюжет, дополнение к тексту — то, что в книге не описывалось, но может быть. Например, в последней книге про капитана Борща в одной главе описываются чайки, которые взаимодействуют с главным героем. Этих чаек с вредным, но и смешным характером я нарисовала по всей книге. Придумала для них реплики, и вот они веселят читателей на каждой странице. Когда в этой же книге мне нужно было нарисовать морскую набережную, я долго искала фото домиков, которые могли бы стоять на морском берегу: они должны быть старинные, небольшие, уютные. И тут мне в голову пришла идея: а почему не мой родной красивый Гродно? И вот совершенно неморской город раскинулся на побережье.
— Вы создаете не только книжные иллюстрации, но и открытки, метрики и так далее. Кроме того, любите вязать, вышивать крестиком... Вещи, созданные руками, в современном мире особенно ценятся. Как вам кажется, почему?
— Каждый человек неповторим, у каждого свой вкус и предпочтения. На “базаре”, грубо говоря, трудно найти уникальную вещь, которая будет греть твою душу. А вот, скажем, керамическая брошь от ремесленника — немного неровная от прикосновения рук, “вот тут блестящая, а вот тут глазурь неровно легла”, но из-за этого теплая, твоя — обязательно будет радовать.
— Сегодня многие мамы в декрете находят для себя какое-то занятие. По-вашему, это мода или необходимость?
— Мне кажется, это не мода и не необходимость. Декрет — это время, когда женщина может остановиться и задуматься: чем же я на самом деле хочу заниматься? И есть возможность попробовать то, чего требует душа, возможно, во время детского сна, возможно, рядом с малышом за рисовальным столиком... Я думаю, сейчас время хороших возможностей, золотое время для женщин. Не представляю себе жизнь наших бабушек — все-таки теперь быт уже другой, много техники, удобств, и женщины при желании могут выделить час в день-два на творчество, например.
— Не жертвует ли чем-то мама, которой приходится и детей растить, и любимому делу себя посвящать? Что лично вам помогает быть одновременно и заботливой мамой четверых детей, и успешным художником?
— Я могу назвать свой уклад жизни “балансировка”. Иногда время посвящено больше дому, иногда — детям. Мою посуду, убираю и могу продумывать в это время иллюстрацию — дети играют вместе, они у нас обычно дружные. Потом включу им мультик, а сама рядышком на бумажке немного зарисовок сделаю. Позже можем поиграть с детьми в настольную игру, почитать. А если основательно нужно рисовать, тогда на подмогу приходит муж Иван. В общем, “балансируем”, стараемся много где успеть. Иногда в ущерб чему-то, значит, потом в этом “чем-то” нужно восполнить недостающее.
— Муж у вас тоже творческая личность?
— Если в общепринятом смысле творчества — он играет на гитаре. Но ведь есть еще более широкий смысл этого понятия. Нужно быть творческим, созидательным человеком, чтобы построить хорошие отношения с детьми, чтобы они хотели проводить время с папой и чтобы жена была счастлива.
— Любят ли ваши дети рисовать? И не норовят ли помочь маме завершить какую-нибудь работу?
— К работе я отношусь серьезно, это “мой стол” и “моя работа”. Поэтому пока не случалось детям дорисовать усики моим овечкам (улыбается). Мария рисует много. И рядом со мной, когда я работаю. Смотрит, что я делаю, и своего Борща в лодке рисует. Учит младшего братика Костю рисованию, да и у него самого начинает просыпаться креатив: из вилок и ложек, из деревянных брусочков может составлять интересные конструкции и видеть в них необычное. Старший Яша больше склонен к языкам, изучает с первого класса французский, ему это легко дается, хорошо запоминает слова, фразы. Поэтому отдали его сейчас и на уроки английского языка.
— Иллюстрации к какой книге вы хотели бы создать?
— Нет конкретной книги, которую я хотела бы проиллюстрировать. Но в общем нравятся сказки, современные авторские, классика, например, “Дюймовочка”, стихотворения с юмором и добрые, для детей примерно до 10 лет.
mila@sb.by
Книжный иллюстратор Инна Папоротная создает рисунки, которые побеждают на престижных конкурсах
Рисуя жизнь
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.