Ветра, которые обрушились на Могилевскую область 12—13 мая, помнят здешние места и леса. Это уже третий с начала года ураган, прошедший по стране. И наиболее сильно от него вновь страдает именно Могилевская область. Именно поэтому вчера на базе Горецкого лесхоза прошло совещание под руководством заместителя Премьер-министра Юрия Назарова. Основной вопрос — устранение последствий буреломов. В числе наиболее пострадавших лесхозов — Климовичский, Быховский, Горецкий.
Во время ураганного ветра в регионе пострадало более 6,8 тысячи гектаров леса. На помощь области будут направлены силы и средства из других областей: 300 единиц техники и около 700 человек. Работы продолжаются до сих пор. В Горецком лесхозе, который в тройке пострадавших, ветер набедокурил на 700 гектарах. Специалисты обсудили проблему комплексно: от разработки поврежденной древесины до сроков лесовосстановления.
По словам заместителя Премьер-министра, по Могилевской области больше миллиона кубометров древесины, которая требует сплошных санитарных рубок:
— Регион самый пострадавший. Мы договорились, что до 1 июня определяем точные объемы. Для этого производим отвод, фиксацию — все необходимые процедуры.
По мнению Юрия Назарова, стихия действительно нанесла ущерб — насаждения повреждены, однако сегодня его считать не совсем корректно, ведь это не экономическая категория:
— А вот что касается затрат, которые понесем, чтобы разработать эти насаждения, то частично они компенсируются реализацией заготовленной древесины. Поэтому ключевое — определиться, сколько нужно сил и средств, чтобы в оптимальные сроки навести порядок. Условились, что должны ликвидировать, разработать в Могилевской области все сплошные санитарные рубки до 1 августа. Почему такая дата? К осеннему лесокультурному периоду должны подготовиться к восстановлению леса. Обсудили с главными лесничими, чем будем восстанавливать, какими породами. Это вопрос будущего: ведь то, что создадим осенью и будущей весной, будет здесь через 50 лет. Затраты и та выручка, которую получим от реализации древесины, по опыту примерно равны.
Чтобы оперативно разработать древесину, ее нужно реализовать. Поэтому будут определены места складирования древесины. Дальше охрана с целью не допустить хищений. Следующий вопрос — реализация, он более проблемный.
— Понимаем, что, если бы коллективный Запад не ввел санкции, вопрос по реализации лесопродукции не стоял бы. Мы поставляли большие объемы продукции — пиломатериалы, пеллеты, мебель — в Европейский союз. Сегодня эта логистика не работает, — отметил Юрий Назаров. Поэтому и раньше, а особенно сейчас, стоит задача переориентировать потоки экспорта лесопродукции. Представители крупных перерабатывающих комбинатов говорят: могли бы взять сырье, но вопрос со сбытом конечной продукции. Соответственно, эти проблемы еще нужно решить.
Найти здоровый компромисс, как пустить древесину в переработку и куда продать товар, — системная работа, которой занимаются в Правительстве. В ближайшее время ситуация, уверен заместитель Премьер-министра, будет урегулирована:
— Задача по бурелому на этом этапе такова: с 1 июня выйти на ежесуточный объем заготовки, равный объему вывозки древесины, чтобы не накапливать запасов. Чем быстрее заберем древесину и пустим ее на переработку, тем она будет сохраннее.
bizyk@sb.by