До времени «Ч» осталось чуть больше одиннадцати недель, однако в некоторых регионах страны еще не поставили в ремонт ни одной машины. В то же время на восстановлении в агросервисных предприятиях Витебской области уже около 300 машин, изготавливается и новая техника. Участники Совета РО «Белагросервис» приехали в Витебск за опытом.
Стимул — бюджетная поддержка
Участники Совета ознакомились с работой ОАО «Западно-Двинский межрайагротехсервис», ОАО «Тираспольский агротехсервис» и ОАО «Витебский мотороремонтный завод», узнали, как здесь снабжают сельхозпредприятия запчастями, ремонтируют и изготавливают сельхозтехнику, как организованы вторичный рынок и работа дилерского центра.В ОАО «Тираспольский агротехсервис» термист Вячеслав Сергеенко занимается закалкой дисков АДФ-6.
— По всем поручениям, которые даны Главой государства и Правительством, разработан план мероприятий, и он будет выполнен своевременно. К 25 марта уровень подготовки сельхозтехники должен быть не менее 95 процентов, — нацелил руководителей сельхозпредприятий начальник главного управления технического прогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислав Карпович. — При этом абсолютно неприемлемо, когда технологический процесс реанимации техники на некоторых предприятиях основан на замене одной детали на другую и неважно, какого она качества. Культура производства начинается с благоустройства, облагораживания административного, производственного зданий, с создания условий для работы, а дальше — модернизация и использование новых технологий.
Но все упирается в финансы. На республиканском уровне, облисполкомами принимаются различные меры, чтобы справиться с задачами качественно и в срок. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома работает с районами, чтобы они находили резервы хотя бы на первое время, и результат получен: обеспеченность финансами достигла 66 процентов. К примеру, в Чашникском районе, где ситуация с двигателями сложная, нашли в бюджете деньги на восстановление восьми моторов, Витебский мотороремонтный завод их уже перебирает.
— Для хозяйств, у которых сложная финансовая ситуация, бюджетная поддержка — основной фактор, чтобы поставить технику в ремонт на специализированные предприятия. Другого пути нет, — убежден заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Михаил Придыбайло. — Главное — избежать иждивенчества.
Перевооружение и развитие
Основная задача структурных подразделений РО «Белагросервис» — не только подготовить технику, но и поддержать ее работоспособность в течение всего периода полевых работ. На предприятиях понимают, что если они выполнят работу некачественно, то к ним больше никто не поедет. А новые технологии позволяют удешевить продукцию, стоимость работ без потери качества. Пример тому — Витебский мотороремонтный завод, где только благодаря установке двух плазменных резаков, на которых изготавливают детали для двигателей, производительность увеличилась в 50 (!) раз. Не говоря уже о других производственных процессах.В области сделали упор не на покупку новой техники, а на восстановление старой. К примеру, комбайны, отслужившие 10 лет и более, реконструируют в ОАО «Западно-Двинский межрайагротехсервис», а косилки реанимируют в ОАО «Тираспольский агротехсервис».
В ОАО «Тираспольский агротехсервис» слесарь Вячеслав Колесниченко шлифует коленчатый вал для двигателя «Дойц».
Производство в приоритете
В каждом районе страны есть организация агросервиса, но не все оказывают услуги. Одни стали банкротами, других сделали инвесторами отстающих сельхозорганизаций, и они утонули вместе. Те, кто по примеру Витебского мотороремонтного завода изготавливает собственную продукцию, остались на плаву и совершенствуются.Модифицировать нужно и устройство республиканского объединения «Белагросервис», которое создано в 2003 году Указом Президента № 40.
— Прошло время, поменялись подходы, система не работает, потому что нет юридического подчинения между организациями: они находятся в коммунальной собственности областей и районов. Поэтому планируем совершенствовать форму отношений, готовить нормативные документы, чтобы создать управляемую структуру на основе экономически сильных организаций, — сказал генеральный директор РО «Белагросервис» Сергей Юркевич.
Изготовление машиностроительной продукции всегда в приоритете. Если в общей доле производства предприятия это занимает 70 и более процентов, то оно успешно развивается. В структуре РО «Белагросервис» осталось 46 финансово устойчивых организаций, которые изготавливают технику и оборудование: выпускают свыше 1200 машин и только за прошлый год ввели более 40 наименований продукции.
— Промышленные предприятия делают сложную, самоходную технику, а прицепное, навесное оборудование создают не в нужном объеме, и это могут взять на себя наши предприятия, — заметил Сергей Брониславович.
На базе 46 успешных предприятий руководство объединения намерено построить управляемую систему машиностроения и ремонтно-технического обслуживания сложной техники, чтобы каждый агросервис занял собственную нишу со своей специализацией.
— Остальным организациям, которые должны быть в каждом районе страны, необходимо разработать пакет услуг, в которых нуждаются сельчане, и оказывать их частникам, фермерам или личным подсобным хозяйствам. Как говорил Президент, наклепать косу, заточить топор и прочее, — сказал генеральный директор РО «Белагросервис» Сергей Юркевич. — И в таком составе с учетом всех изменений работать дальше и строить планы уже на 2023 год.
alimova@sb.by