В 2019 году инспекцией МНС по Минску выявлено 6 нарушений в сфере нелегальных СТО.
Только автовладельцу понятна эта эмоция: машина — она как член семьи. Очень помогает в делах, способна решить множество важных бытовых вопросов, но деньги из кошелька тянет нещадно. В особенности траты возрастают, когда случаются поломки. Поэтому вопрос, как бы сэкономить на ремонте, отнюдь не праздный. Хочется и деньги адекватные заплатить, и при этом чтобы права потребителя были соблюдены. В 2013 году, по оценкам Ассоциации предприятий автомобильного сервиса, только в гаражных кооперативах у нас в стране насчитывалось около 30 000 нелегальных СТО. После вступления в силу Указов № 431 и № 432, позволивших мастерам выйти из тени, количество нелегалов заметно сократилось. Однако умельцев, оказывающих услуги из-под полы, на рынке все еще немало. Корреспондент «Р» разбиралась, почему так происходит. Вместе с сотрудниками налоговой инспекции Минска она отправилась на проверку.
«Давай ты скажешь, что ты мой друг»
Небольшой микрорайон Зацень находится недалеко от водохранилища Дрозды. Именно сюда инспекцию по Минску Министерства по налогам и сборам привели горячие следы, которые оставил… сам нарушитель. Причем на самом видном месте.
«Все виды авторемонта. Минск» — так звучит название группы в социальной сети. Заправляют в ней Николай, Михаил и Иван (имена изменены. — Прим. ред.), на страничке указаны их контактные номера. Кузовной ремонт, починка глушителей, слесарные работы, антикоррозийная обработка, электрика и диагностика… Судя по рекламе, к услугам клиента огромный гараж с двумя въездами, подъемниками, габаритными станками и техникой. На деле мы видим лишь узкий проезд да двухметровый забор, из-за которого с улицы виднеется крыша здания. Обычный гараж местного жителя.
В социальной сети три автослесаря размещали фотографии с ремонтом автомобилей — до и после. Таких постов в их группе больше сотни. При этом инспекция доподлинно не знает, являются ли клиенты знакомыми или друзьями ремонтников. Собственно говоря, ради этого и затевается проверка — выяснить, возмездно ли оказывались услуги.
Незадолго до проверки нелегального СТО сотрудники инспекции под видом «праздных обывателей» провели разведку. Позвонили по телефону и уточнили стоимость работ по ремонту автомобиля. Цены, кстати, привлекают: компьютерная диагностика — 20 рублей, сварочные работы — 50 рублей. В официальном автосервисе средний ценник в два раза выше. Только вот с гарантией вопрос не очень понятный.
К нелегальным автосервисам вообще претензий много: в дорожном движении они стимулируют появление дополнительных рисков, в бюджет не платятся налоги. По некоторым оценкам, страна теряет на таких услугах около 200 млн рублей в год. Страдают от нелегалов и добросовестные игроки — конкурировать с теневым сегментом сложно.
Таким образом, есть все основания для проведения тематической оперативной проверки в отношении физических лиц, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей без государственной регистрации. Кстати, иногда нарушители попадаются ловкие. Могут предупреждать клиентов: мол, если есть риск проверки, говорите всем, что вы мой друг и ремонт я вам делаю безвозмездно.
Владельцы СТО обязаны обеспечить безопасность работы.
Непорядки в боксе
Начало проверки. В гараже встречают двое мужчин средних лет в спецовке. Инспекторы заранее оговорили адрес в телефонном разговоре, прибыли на СТО. Еще раз уточняются цены на выполняемые работы, оговаривается стоимость. Инспектор предъявляет предписание на проведение проверки, ремонтники немного ошарашены. В панике Николай пытается сделать телефонный звонок «другу» и незаметно пытается улизнуть из гаража. Инспектор предупреждает, что за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении служебных полномочий грозит наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест. После чего Николай, явно не желающий более суровых мер, внимательно выслушивает налогового инспектора, который поясняет, что для осуществления предпринимательской деятельности необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя или субъекта хозяйствования согласно Декрету Президента и нормам Гражданского кодекса.
Далее инспекторы разъясняют, что если правонарушение носит несистематический характер, то выносится информационное уведомление-разъяснение о мерах ответственности за осуществление физлицами деятельности с нарушением законодательства. А вот уже в случае установления двух и более фактов оказания услуг по ремонту автомобилей виновное лицо будет привлечено к административной ответственности — штрафу в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности. Впрочем, вероятен вариант и без конфискации.
На этот раз ремонтники отделались предупреждением. Если возьмутся за отвертку до регистрации ИП снова — будет составлен протокол.
— Я знаю законодательство. Нам необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. После чего можно будет заниматься ремонтом, — вступает в разговор автоэлектрик Михаил.
Выбор очевиден. Хозяин гаража подписывает согласие на проверку. Смысла что-либо скрывать нет. Еще при первом визите инспекторы подметили станки, инструменты, явно использующиеся не только для личных нужд.
По сути, ничего исключительно ужасного в этой ситуации нет. Нарушителям лишь необходимо зарегистрировать ИП в местном исполкоме, получить свидетельство, стать на учет в районной налоговой инспекции — и можно продолжить работу, но уже легально, не опасаясь проверок. Их деятельность предполагает либо уплату единого налога, либо использование упрощенной системы налогообложения. В реальности это не так дорого, напоминают в МНС.
Оказалось, все три гаражных мастера трудоустроены официально. График «два через два» позволяет параллельно заниматься ремонтом на дому. Третьего мастера в боксе не оказалось. По словам одного из мастеров, он «на основной работе, а здесь с гаражом лишь иногда помогает».
Таким образом, после проведения разъяснительной беседы ремонтники поняли: высказывание «Живите мудро, трудитесь честно» имеет в своей основе рациональное зерно. К слову, инспекция при случае окажет нерадивым ремонтникам консультативную помощь. Как минимум в течение полугода после регистрации ИП за тремя мастерами будет вести наблюдение районная налоговая инспекция — она будет оценивать, добросовестно ли уплачиваются налоги в бюджет, приобретено ли кассовое оборудование.
Не стоит забывать, что такая деятельность, как ремонт автомобилей, сопряжена с нормами и стандартами, и не факт, что обычный гараж им соответствует, а выхлопы от машин и шум не мешают соседям. Разрешение на такую деятельность необходимо получать в соответствующих инстанциях. Но это, как говорится, совсем другая история…
Мой гараж — моя крепость
Вопрос, как заставить нелегальные СТО работать официально, особенно остро стоял почти десятилетие назад: на рынке трудились десятки тысяч гаражных специалистов, упорно не желавших выходить из тени. Министерство торговли (ныне его преемником стал МАРТ) в 2013 году принялось за проработку этой проблемы.
— Чтобы зарегистрировать гараж, раньше нужно было соблюсти немало правил: получить разрешение санстанции, пожарной службы и сертификат. Обойти приходилось немало инстанций, прежде чем получишь право крутить гайки, — рассказывает предприниматель Валерий Туболец, который ремонтирует авто более 20 лет и хорошо помнит, какие изменения за всю новейшую историю претерпевала эта сфера. — Это в нашем кооперативе только пару гаражей занималось ремонтами, а есть такие, где ремонт за каждыми вторыми воротами делали.
Предприниматель вспоминает, как Минторг начал «искоренять серый автобизнес». В 2013 году вышел Указ № 432, благодаря которому члены гаражного кооператива получили право использовать гараж в качестве мастерской.
Валерий ТУБОЛЕЦ оформил мастерскую в кооперативе в 2015 году.
Валерий оформил мастерскую в кооперативе в 2015 году. Получил разрешение и свидетельство. Однако требования по санстанции и пожарной безопасности никто не отменял. К слову, в последние годы работу в этом направлении упростили.
По информации ГУПР Мингорисполкома, на данный момент в Минске функционирует около 1600 объектов, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
Количество таких объектов растет. В 2019 году открыто 153 объекта, в 2018 — 170, в 2017 — 283. Кстати, в прошлом году открыто восемь новых дилерских автоцентров, один из которых — крупнейший в ЕАЭС.
С каждым годом увеличивается количество автомобилей во всей стране. Они нуждаются в постоянном обслуживании. Однозначно можно сказать, что нормативные документы, направленные на выход из тени нелегальных СТО, изменили расстановку сил. Однако проблема по-прежнему с рынка не уходит. Погоня ли это за дешевизной с целью не потерять клиентов, либо нежелание возиться с бумажками?..
По крайней мере, в Мингорисполкоме отмечают, что количество жалоб и обращений, касающихся некачественного обслуживания СТО, сократилось в разы. Эти данные относятся к зарегистрированным сервисам. Что касается нелегальных, статистику привести сложно. Таковой попросту нет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна ЯКУСЕВИЧ, начальник отдела по сертификации продукции машиностроения и услуг БелГИМ:
— Согласно постановлению Совмина от 30.10.2013 № 944 разрешается оказание услуг в мастерских, которые расположены на территориях гаражных кооперативов. Оно является основополагающим в части того, как оказывать услуги по ремонту автомобилей в мастерских, расположенных на территории гаражных кооперативов. Первый посыл: человек должен быть ИП, а также членом гаражного кооператива.
При этом ведение предпринимательской деятельности не освобождает предпринимателя от необходимости соблюдения действующего законодательства по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества при оказании услуг. Он должен осуществлять свою деятельность, обеспечив соответствующие условия для оказания услуг: не загораживать проезд, мешая автомобилям других членов кооператива, следить за своевременной уборкой отходов, соблюдать требования пожарной безопасности и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологические нормы.
Общие санитарно-эпидемиологические и пожарные требования, обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, определены Декретом № 7. Соблюдение порядка проведения огневых работ и обеспечение пожарной безопасности входит в обязанности исполнителя услуг по обслуживанию транспортных средств. К слову, Декрет № 7 упростил процедуры, связанные с регистрацией в качестве ИП, согласованием режима работы.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей КОЗЕНКО, заместитель начальника инспекции МНС по Минску — начальник управления оперативных мероприятий:
— Почему автомастера-нелегалы так неохотно выходят из тени? На этот вопрос нет однозначного ответа, у каждого нарушителя своя история. Но, скорее всего, дело в инерции мышления нарушителей, которые никак не поймут, что легально осуществлять деятельность намного спокойнее и, наконец, выгоднее. Не надо шифроваться, проговаривать с клиентами легенды на случай проверки. Ну и кроме того, это вопросы экономической защищенности. Вот что будет делать нелегал, если у него с клиентом возникнет спорная ситуация и на кону окажется сумма в тысячи рублей? Пойдет в суд доказывать свою правоту или молча заплатит недовольному клиенту? Что же касается налоговых органов, то наша задача — как можно понятнее объяснить нелегалам обоюдную выгоду для него и государства от соблюдения цивилизованных правил ведения бизнеса.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Инспекцией МНС по Минску выявлено 6 нарушений за последний год в сфере нелегальных СТО. Доначислено 1720 рублей единого налога в бюджет. 510 рублей составили административные штрафы.
malyshchyts@sb.by