Подготовить профессионала, любящего свое дело, - одна из центральных задач высшей школы. Но возможность ее реализации зависит от системы отбора абитуриентов на первый курс. Необходимо выбрать претендентов с такими качествами, которые идеально соответствовали бы требованиям будущей профессии. Какие формы оценки справятся с этими задачами? Стоит ли вводить в вузы внутренние испытания? Как не упустить ни одного талантливого абитуриента? Нужна ли характеристика при поступлении? Продолжаем обсуждать тему с экспертами. В условиях динамично развивающегося общества назрела необходимость найти и новые формы работы с абитуриентами, считает Сергей Харитончик, ректор Белорусского национального технического университета.
Фото из архива СБ
- Сегодня одна из задач состоит в том, чтобы молодые люди осознанно выбирали специальность, вакантные бюджетные места для получения высшего образования. Поэтому необходимо исключить случаи, когда во время вступительной кампании в последние часы приема документов абитуриенты, осознавая, что не проходят по баллам на желаемую специальность, стремительно меняют свой выбор. И это уже выбор не по зову души, а скорее просто выбор возможности получения высшего образования. Разве можно назвать такого человека мотивированным?
Нам нужно сфокусироваться на мотивированных ребятах, которые будут работать на экономику нашей страны. Какую бы модель аттестации и вступительной кампании не выбрали, не обойтись без ранней профориентационной работы. Она должна сформировать понимание специфики специальности, будущих условий труда, востребованности, заработной платы и т.д.
Не зря в новой редакции Кодекса об образовании и правилах приема существенно расширяются возможности целевой подготовки специалистов как формы государственного заказа, когда в тесной связке работают предприятие, учреждение образование и абитуриент. В этом году БНТУ планирует набрать до 40 процентов «целевиков» от общих контрольных цифр приёма. Распахнутся двери и для участников олимпиад. Олимпиадное движение в современной системе образования – это не только возможность для учеников показать себя за пределами родной школы, но и шанс для одаренной и инициативной молодежи поступить в лучшие вузы страны.
Молодежь - важный ресурс для развития общества. Поэтому нам так важно продолжать демонстрировать прогрессивность нашей белорусской модели. А она очень конкурентоспособна в мире. Сегодня многие страны приглашают нашу молодежь к себе, при этом иностранные граждане приезжают к нам, чтобы учиться именно здесь. В учебных подразделениях БНТУ обучаются порядка 3000 иностранцев. Получая у нас качественное образование, они становятся очень востребованными и обеспеченными людьми у себя на Родине. Например, наш выпускник, успешно освоивший специальность, связанную с литьем и металлургией, сможет работать на практически любых промышленных предприятиях своей страны и мира.
Скажу с уверенностью: мы готовим уникальных специалистов с компетенциями не только в своей сфере, но и со знанием IT-технологий. Современные учебные планы и программы – это не застывшие постулаты-догматы. Они постоянно развиваются. Без информационных технологий не создаются машины, не строятся здания... То программное обеспечение, с которым работают наши выпускники, наукоемкое. Конечно, на рынке труда работники с такими компетенциями может рассчитывать на высокую заработную плату. Все-таки мы говорим о штучных специалистах, которых не так много, но без их участия невозможно организовать производственный процесс.
Сегодня рассматривается вопрос введения вступительных испытаний в вузах. Если нововведение будет принято, то никаких сложностей с его организацией в университете не усматривается. В период ЦТ БНТУ принимает тысячи людей. Тем более, что в советское время уже была практика вступительных экзаменов. И сегодня мы видим качество подготовки выпускников того времени. Их достижения очевидны. Если выбирать форму внутреннего экзамена, то с точки зрения оценки знаний предпочтительнее письменный вариант.
Характеристика на абитуриента может добавить еще один инструмент для объективной оценки способности первокурсников. Ежегодно на первый курс в наш университет зачисляются более 3 тысяч абитуриентов. Наличие характеристики при поступлении позволило бы выявить таланты на старте учебного процесса. Ведь жизнь университета многообразна, проводятся сотни мероприятий, конференций, соревнований, концертов, работают спортивные секции, научные школы и творческие коллективы, которые ждут в своих рядах талантливых ребят.
Перед нами возникают новые задачи и новые вызовы, поэтому формы работы со студентами в БНТУ постоянно совершенствуются, для того чтобы отвечать потребностям государства, общества и молодежи - этот вопрос является актуальным для всего образовательного процесса.