Жизненные ценности, образование и духовно-нравственное воспитание современного человека обсудили в Белорусском государственном университете. Эти темы стали ключевыми во время выездной встречи ректора БГУ Андрея Короля со студентами факультетов, Института теологии им. святых Мефодия и Кирилла БГУ и семинаристами Минской духовной семинарии, сообщили в пресс-службе БГУ.
Мероприятие прошло в четверг в агрогородке Жировичи Слонимского района.
– Место для обсуждения было выбрано не случайно, – отметили в пресс-службе. – Жировичи – это уникальное место, где многие находят умиротворение и возвращаются к основным своим истокам – духовности, важным христианским традициям, которые необходимы людям в наши дни, когда, как отметил ректор, мир находится под воздействием различных трансформаций, внешнего влияния чужеродных для человечества ценностей и мировоззренческих установок. В такой исторический период важно обсуждать гуманистические темы, искать ответы и понимание происходящего.
Ректор БГУ поделился своим видением причин «утраты человека». По его мнению, сейчас более остро ощущается противодействие на мировоззренческом и ментальном уровнях западной и восточной традиций. В западной системе важно расширение внешних границ человека за счет постоянного роста материальных потребностей и удовольствий. Для Востока они второстепенны, а значимым выступают внутренний мир человека, его смыслы, познание себя и реализация своей уникальной миссии.
Продолжая данную мысль, ректор отметил, что западная ментальность ускорила превращение диалога в монолог, упростила внутреннее пространство человека, развила шаблонность его поведения, одномерность в мышлении и общении. Также Андрей Король обратил внимание на то, что проблема «утрачивания человеком» самого себя тесно сопряжена с увеличивающимися скоростями:
– Они увеличивают количество слов, и тогда наступает стадия молчания, когда человеку именно своего сказать нечего. Это приводит нас к утрачиванию ценностей, лжи и манипуляциям.
Развивая свою мысль, Андрей Король отметил, что скорости ведут к глобальным потерям – утрате человеком своей индивидуальности, как следствие – к уязвимости и манипулятивности. Эти проблемы естественным образом имеют отражение и в образовании. В большинстве случаев оно ориентировано на монологичность, когда от ученика не требуется выхода за свои пределы, он получает готовую информацию, учится копировать, а не познавать. Данную тенденцию усугубляет искусственный интеллект, имеющий в образовании, по словам Андрея Короля, «эффект фуникулера» – своеобразного помощника в преодолении высоты без усилий и затрат времени.
– Основная проблема использования искусственного интеллекта в обучении – это внедрение «фуникулеров», чтобы быстрыми темпами и без трудностей передать ученику информацию о всех достижениях человечества, – пояснил ректор БГУ. – Именно время – главный фактор в развитии и становлении индивидуальности. Взращивание себя изнутри требует усилий и времени.
По мнению руководителя вуза, сегодня важно создать условия для сохранения человеком самого себя, открытия своих смыслов и окружающего мира. Большой потенциал решения этих вопросов заложен в системе эвристического обучения на основе диалога, которая направлена не на усвоение готовой информации, а на активную деятельность ученика.
– Нельзя открыть себя, ничего не делая, – подытожил Андрей Король.
Продолжилась встреча активным обсуждением затронутых тем. Молодежь также интересовало мнение ректора относительно сохранения семейных традиций, духовности и нравственности у современного поколения, роли в этих процессах православной церкви. Кроме того, студенты БГУ рассказали про свой опыт волонтерской деятельности и сотрудничества с церковью. В частности, были представлены проекты со Свято-Елисаветинским монастырем.
Завершением выездной встречи стала экскурсия по обители Жировичского монастыря и территории Минской духовной семинарии. Гостей из БГУ ознакомили с историей обители, чудотворного образа Божией Матери «Жировичская» и святынями монастыря.
В пресс-службе БГУ обратили внимание на то, что эта встреча прошла в рамках реализуемого проекта «Диалог ректора со студентами», который направлен на создание безбарьерной среды в общении молодежи и руководства БГУ. Во время беседы обсуждаются многочисленные вопросы, затрагивающие политику, социальную, общественную жизнь, управление вузом и др.
Фото пресс-службы БГУ