Комплимент или провокация: что стоит за высоким местом Беларуси в американском военном рейтинге

Рекогносцировка с вопросом

В опубликованном на днях списке сильнейших армий мира по версии американского журнала U.S. News & World Report белорусские Вооруженные Силы заняли 12‑е место из 89. Казалось бы, неожиданный комплимент от заокеанских военных экспертов. Но чем в реальности они могли руководствоваться при вынесении такой оценки?

­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Во имя мира мы укрепляем и развиваем Вооруженные Силы, совершенствуя всю военную организацию государства. Наш народ должен знать и видеть: делается все и даже больше, чтобы армия, а также войска территориальной обороны и народного ополчения были готовы защитить страну. И вы знаете, они готовы.

На военном параде, посвященном 80‑й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 3 июля 2024 года.

Изучить позиции

Если присмотреться к рейтингу, можно увидеть несколько важных закономерностей. Топ-12 составлен таким образом, что в нем находится большая часть стран, к которым США не питают восторженных чувств: Россия во главе списка, четвертым идет Китай, шестым — Иран и замыкает дюжину Беларусь. НАТО же представлено США на второй позиции, а также Великобританией, Германией, Турцией и Францией. На восьмом месте застряла Украина, вассал западного клуба — их вооружением и на их деньги она решает задачи, которые ставят в Вашингтоне. При этом остальные члены альянса в основном болтаются где-то ближе к середине рейтинга и ниже.

Теперь, если свести все воедино, получается картина с несколькими четкими посылами, как минимум один из которых касается Беларуси. Во-первых, по мнению американских составителей списка, страны НАТО слабее в военном отношении своих оппонентов, что, естественно, должно побудить аудиторию возжелать как минимум достижения паритета путем наращивания военной мощи. Во-вторых, продемонстрирован трагический разрыв в восемь пунктов между Россией и Украиной. Его удобно использовать как для оправдания поражений на фронтах, так и для объяснения аудитории, почему нужно посылать киевскому режиму еще больше оружия. Ведь он как-никак сражается с абсолютным мировым лидером в военной области. В-третьих, что касается напрямую Беларуси, из нас активно лепят агрессора. Разумеется, наша страна развивается в военном плане, но этот потенциал направлен исключительно на оборону.

Лучше всего сей мотив прослеживается, если обратиться к предыдущим рейтингам U.S. News & World Report. Скачкообразное движение Беларуси к нынешнему 12‑му месту началось пять лет назад, как раз когда Запад принялся создавать нам образ одного из главных возмутителей спокойствия в регионе. До тех пор мы уверенно держались на 41‑й позиции. В то же время Польша, которая уже вкладывает миллиарды в закупку оружия и расширяет армию, в рейтинге гораздо ниже нас. Аналогичная ситуация с Литвой и Латвией, которые вообще прозябают на дне списка, в то время как в реальности следуют польскому примеру.
В бенефициарах таких рейтингов — западные производители оружия и политики, слившиеся в трогательном симбиозе. Первым, само собой, нужна кровавая прибыль, которая растет день ото дня, как и аппетиты дельцов. Вторые нуждаются в сохранении западной гегемонии, пусть даже путем развязывания мирового конфликта.

Броня крепка

К военным рейтингам всегда стоит подходить с холодной головой — частенько они могут служить чьим-то вполне конкретным интересам. Но, как бы то ни было, отечественные Вооруженные Силы сегодня представляют собой мощный и гибкий механизм сдерживания агрессивных намерений Запада. В его основе лежит профессионализм наших военных, насыщение войск современными образцами вооружения и наличие на территории страны тактического ядерного оружия.

Белорусские Во­оруженные Силы находятся в идеальном состоянии для защиты Родины. По меркам мирного времени они компактны, однако при угрозе нападения можно быстро увеличить их численность за счет людей, которых не надо будет учить держать в руках автомат.
Основу нашей обороноспособности ­­Президент начал закладывать еще в первые годы своего правления, когда не дал уничтожить обширные советские арсеналы, сохранившиеся после развала СССР.
Для отечественной армии надежная и мощная советская техника стала основой на долгие годы вперед. Но сегодня можно с полным правом говорить, что белорусские конструкторы не только развили заложенный в нее модернизационный потенциал, но и создали собственную школу на многих важных направлениях.
Современный военпром — это сплав множества самых разных технологий. Для обороноспособности государства критически важно, чтобы максимально возможное количество узлов техники производилось на предприятиях внутри страны.
Яркий пример такого подхода — созданный уже с учетом опыта СВО танк Т-72БМ2. Его ближайшим аналогом является российский Т-72Б3, показавший себя в сражениях в Украине как надежная машина с устрашающей огневой мощью. Однако белорусский образец выгодно отличается от собрата рядом отечественных нововведений.


Еще одним образцом бронетехники, на этот раз полностью спроектированным и построенным своими силами, без советского задела, стал БТР Volat V2. Это разработка конструкторов МЗКТ, ранее создавших семейство весьма удачных бронеавтомобилей Volat V1. Беларусь является одним из признанных лидеров на постсоветском пространстве в производстве колесных бронемашин. Чего стоят только рабочая лошадка подразделений ССО БРДМ «Кайман» и монструозный 20‑тонный «Защитник».

Лидерские позиции мы удерживаем и на ниве ракетостроения, что доказывает огромный научный и производственный потенциал Беларуси. Пожалуй, каждому известно название «Полонез» — РСЗО с дальностью стрельбы до 300 километров, которая вместе с поставленными из России комплексами «Искандер» дает гарантию нанесения любому противнику неприемлемого ущерба.


СВО показала, что одной из доминирующих сил на поле боя стали дроны. То, что еще несколько лет назад было диковинкой, теперь — неотъемлемый инструмент любой современной армии. Вооруженные силы, не оснащенные БПЛА и средствами борьбы с ними, нынче нельзя даже назвать боеспособными. Впрочем, белорусской армии это не грозит: ВПК стабильно снабжает подразделения самой разной беспилотной техникой. Эта тематика на особом контроле ­­Президента.

Среди самых значимых беспилотных приобретений белорусской армии в этом году стоит отметить принятие на вооружение комплекса «Чекан В», в который входят 7 — 10 дронов-камикадзе с дальностью действия до 25 километров. В электронные «мозги» БПЛА заложены элементы искусственного интеллекта, что позволяет выполнять задачи без участия оператора.
Белорусская армия сегодня сильна и готова отразить агрессию любого врага, не говоря уже о замышляемых беглыми диверсионных рейдах. Однако лучшим вариантом развития событий был бы тот, в котором Запад все же одумался бы и нам не пришлось бы отстаивать свою независимость с оружием в руках.

ЦИФРА

90 процентов внедряемых разработок в Вооруженных Силах — отечественного производства (из интервью командующего ССО Вадима Денисенко телеканалу СТВ).

ФАКТ

Белорусский ударный дрон Hunter является одним из немногих в мире беспилотных вертолетов, который существует «в железе» и демонстрирует высокие боевые качества.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter