Представитель МАРТ — о перспективах отрасли интернет-торговли

Регулирование по клику

Количество интернет-магазинов в стране ежегодно растет, а пропорционально им — и жалобы потребителей на онлайн-покупки и общение с виртуальными продавцами. О ситуации в сфере рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик во время пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА.


— По состоянию на начало 2023-го в Беларуси зарегистрировано 28 927 интернет-магазинов. Это на 3,7 процента больше по сравнению с годом ранее, или на 1036 онлайн-магазинов. Из них 49 процентов принадлежит юрлицам, 51 процент — индивидуальным предпринимателям, — ввела в курс дела представитель МАРТ.

Она отметила, что направление получило большой толчок к развитию в период пандемии, когда возникла необходимость минимизировать личный контакт. Впрочем, рост продолжается. Но в дальнейшем он будет уже не таким активным.

— Во всех сферах есть определенный предел. Возможно, будет меняться структура этого рынка и станет появляться все больше специализированных интернет-магазинов. С другой стороны, вижу тенденцию к созданию маркетплейсов — площадок, на которых размещается большое число интернет-магазинов или продавцов. Поэтому возникает необходимость регулирования. Ведь в случае с маркетплейсами происходит оптимизация процессов и одновременное определенное разделение функционала: площадки берут на себя сопровождение процессов онлайн-торговли, техоснащения, работы платежных инструментов, информационного взаимодействия с потребителями. Но до конца непонятно, какие права и обязанности у агрегатора, как они распределяются между ним и представленными онлайн-продавцами. Например, к кому обращаться в случае если сведения о товаре отсутствуют или некорректны? Очевидно, что сфера требует законодательного урегулирования, тем более в условиях развития глобальной торговли, —
подчеркнула Инна Гаврильчик.

В перспективе урегулирование деятельности коснется и сегмента интернет-услуг, например, по доставке еды или заказов такси через мобильные сервисы.

— Тема продаж с использованием мессенджеров и различных приложений уже поднималась на площадке Евразийской экономической комиссии, — сообщила специалист.

А если учесть, что в Беларуси законодательство о защите прав потребителей по праву считают передовым на пространстве ЕАЭС, то логично ожидать, что эти вопросы вскоре у нас будут откорректированы. В целом же уровень защиты интернет-покупателей не уступает уровню в офлайн-торговле. Однако не всегда потребители владеют нюансами своих прав и способами их защиты. Например, в исполкоме могут поучаствовать в разрешении ситуации, бесплатно помочь составить исковое заявление в суд, а госпошлину за рассмотрение дела платить не надо. Кстати, в 2022 году МАРТ и исполкомы рассмотрели более 9,8 тысячи обращений потребителей. Примерно в 45 процентах случаев вопросы лежали в плоскости торговли, причем более трети — в онлайн-сегменте.

— Интернет-торговля развивается довольно динамично, с этим связан и рост количества обращений со стороны потребителей на эту ее часть. Поэтому неверно будет считать, что становится намного больше нарушений при онлайн-покупках. Другое дело, что мы не учитываем покупки через соцсети, которые, как правило, совершаются между физлицами и не подпадают под нормы законодательства о защите прав потребителей. Обращу внимание, что ремесленники и самозанятые могут заниматься таким видом продаж, остальные интернет-продавцы — только рекламироваться в соцсетях, — акцентировала Инна Гаврильчик.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter