Тонкая работа
— Создание картины начинается с рисунка на бумаге. Через копирку переношу его на лист металла. Лист этот предварительно «закатывается» — проще говоря, намазывается пластилином, — толкует мастер. — Контур проступившего изображения обводится острым резцом. И лишь после этого можно придавать объем. Ворочая чеканку на резиновом коврике или мешке с песком, продавливаю деревянными брусочками нужные места, например, лицо человека или купол будущего храма.После мастер насаживает картину на фанеру и с помощью молоточков создает фон... Работа ювелирная: это не рисунок, где что-то можно подтереть, в металле ошибку не исправишь. По словам Николая Викторовича, особенного отношения требуют женские образы. Чтобы медные девы (будь то красавица сельчанка или Богородица) выглядели как живые, без вдохновения никак. Поэтому на одно произведение может уйти месяц.
Сохранить древнее ремесло
Создание чеканки — процесс трудоемкий, здесь не только творческие способности нужны, но и физическая сила. Попробуй постучи день килограммовым молотком, выбивая нужный узор. Молотков, разных по размеру, величине и весу, резаков у мастера с десяток.В качестве полотен Пунченко чаще всего использует листы меди.
— В бытность СССР еще и латунь за основу брали, но этот материал дороже и найти его сложно. Штампованных чеканок тогда было много, авторских куда меньше. Сегодня «медный эксклюзив» и вовсе большая редкость. Во всяком случае, на фестивалях «Александрия собирает друзей», «Большая бард-рыбалка», «День огурца» в Шклове чеканки я не встречал. Насколько мне известно, в Могилевской области такой техникой художественной обработки металла уже никто не занимается.
Николай Викторович не изменяет ремеслу почти 50 лет. Говорит, осваивать его начал в 1970‑х годах, когда служил на Черноморском флоте:
— У нас на корабле были два потомственных чеканщика — из Армении и Азербайджана. Они и обучили меня премудростям. Теперь передаю опыт юным землякам: даю мастер-классы в школах. Для меня это больше, чем хобби. Хочу, чтобы не кануло в Лету древнее ремесло.У Николая Викторовича двое детей, семеро внуков. Все творческие: увлекаются резьбой по дереву, играют на баяне. Пунченко, его жена Лидия, с которой они вместе уже 45 лет, сын Виталий пишут стихи, планируют издать совместный поэтический сборник под названием «Моя река». Самый младший внук — первоклассник Андрей — проявляет интерес к чеканке. И деда это обстоятельство радует — будет кому передать опыт.
Свой берег
Творчеством военный пенсионер Пунченко не зарабатывает: картины не продает, а дарит родным, друзьям, просто хорошим людям. Несколько лет назад решил сделать еще один подарок землякам — обустроить криницу в деревне Просолы под Шкловом. Одним из украшений источника стала чеканка — икона Божией Матери.— Здесь мои корни, остался дом деда, продать который рука не поднимается. А вот и сама криничка, — ведет нас знакомой тропой Николай Викторович.
Источник, что в километрах шести от райцентра, можно отыскать и без провожатого. После того как место облагородили, сюда за водой едут жители окрестных деревень, Шклова, Могилева.
Деревянная арка у входа, резная беседка со скамейкой-гитарой, забавная коза из старого бревна, притаившиеся в зарослях каменные рыбы и царевна-лягушка, зона барбекю, качели на берегу речки Березовки...
— Привести в порядок источник (ему не меньше 100 лет) помог профессиональный резчик по дереву и камню Петр Печеньков, — знакомит нас с коллегой Николай Пунченко. — А еще могилевчанин Александр Ромский, у которого дача в соседнем селе Загорье, семья Аладьевых из деревни Просолы.
Беседку авторы называют творческим домом — собираются здесь, чтобы декламировать стихи, петь бардовские песни. В планах — соорудить на берегу речки деревянный баркас, а на поле у криницы — купель.
КСТАТИ
История чеканки насчитывает около пяти с половиной тысячелетий. Древнейшие рельефы на листовом металле дошли до наших дней в виде воинских доспехов, щитов, сосудов. Одна из самых знаменитых чеканок — посмертная маска фараона Тутанхамона — ценнейший экземпляр коллекции Египетского национального музея. А на постсоветском пространстве и сегодня можно встретить памятники и обелиски советским воинам из чеканки, которую широко использовали в монументальном искусстве с XIX века.