БССР игнорировала национальные интересы белорусов?

Реалии и мифы

Продолжение. Начало в №№ 140145161174191206221232238248251, 218, 23 (2019).

Первый день нынешнего года был ознаменован юбилеем — столетием провозглашения ССРБ, ставшей впоследствии Белорусской Советской
Социалистической Республикой — историческим фундаментом современной независимой и суверенной Беларуси. Продолжим развенчивать устоявшиеся вокруг БССР мифы и домыслы. Сегодня — очередная беседа с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ.


Миф 14-й: БССР игнорировала национальные интересы белорусов

— Игорь Александрович, нынешняя публикация совпадает со знаковой, иначе и не сказать, годовщиной в истории формирования нашей государственности. Ровно 95 лет назад, 7 марта 1924 года, было принято постановление ЦИК СССР «Об объединении в состав Белорусской Советской Социалистической Республики всех территорий Советского Союза с большинством белорусского населения». Удивительно, но эту дату эквилибристы историческими фактами не замечают вовсе. Неужели все дело в совершенно случайном характере решения союзного ЦИК?

— Миф о случайности собирательства наших земель легко опровергнуть, если пристально всмотреться в то, что происходило в 1922 — 1923 годах. Но сперва немного теории. Как уже говорилось мною ранее, планы партии были однозначны: создать и укрепить национальную государственность ранее угнетаемых народов бывшей Российской империи в форме, которая больше всего соответствовала их потенциальным возможностям. Создать национальные органы управления, содействовать им в создании собственных СМИ, школ, театров и всех прочих культурно-образовательных учреждений. Причем задачи эти были не декларативными, а реально поставленными — и реально решенными. Да так решенными, что американский ученый Терри Мартин (профессор Гарвардского университета, автор книги «Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923 — 1939». — Прим. авт.) признал: «Советский Союз был первой в мире империей положительной деятельности. Новая революционная Россия первой из традиционных европейских многонациональных государств оказала сопротивление поднимающемуся национализму, ответив на него систематическим содействием развитию национального сознания этнических меньшинств и созданием для них многих характерных институциональных форм моноэтнического государства».

Такого не было еще никогда! Скрупулезно работая в архивах, Терри Мартин выявил четыре основные формы национальной жизни, которые поддерживал СССР: национальные территория, язык, элита и культура. Поразительно, но американец уловил то, чего не понимают кондовые великодержавные шовинисты — суть политики Ленина и его соратников, которая вместо ожидаемой, казалось бы, разобщенности преследовала совершенно противоположные цели. А именно: через подъем малых народов создать в СССР единство наций, народов и народностей. Посредством насаждения и укрепления национальных культур, через поддержку их национальных элит и государственности большевики рассчитывали быстрее приобщить эти народы к общечеловеческой культуре и наивысшему ее достижению, как его тогда понимали, — марксистскому учению.

— А ведь и этот факт остается сегодня далеко за рамками общественного внимания. Первые годы существования СССР зачастую рисуются исключительно как время НЭПа — эдакой реставрации капитализма, особенно привлекательной на фоне последовавших затем коллективизации и репрессий…

— Между тем наибольший размах национально-территориального строительства в Советском Союзе пришелся как раз на 1923 — 1928 годы. Это был расцвет относительной либерализации общественно-экономической жизни страны. При этом с 1923 по 1939 год границы БССР пересматривались 5 раз.

В сентябре 1922 года ЦК КП(б)Б изложил свою позицию по границам республики на заседании специальной комиссии ЦК РКП(б), которая занималась разработкой положений союзного договора. То есть готовила создание СССР. По линии наркомата иностранных дел БССР в Москву была направлена записка «О необходимости урегулирования вопроса о восточных границах Белорусской республики». Внешнеполитическое ведомство БССР предложило поставить данную проблему на обсуждение, а решение закрепить в форме международного договора. Уже в 1930-е подобное было бы неслыханным. А возвратить предлагалось Витебскую, Гомельскую и часть Смоленской губерний. Обосновывалось это предложение прежде всего хозяйственными критериями: исходя из экономического единства этих губерний с БССР. А также культурно-просветительными (тягой значительной части населения к белорусской культуре), внутриполитическими (с учетом особенностей национального и социального состава населения Беларуси) и внешнеполитическими причинами (для укрепления пропагандистского эффекта Советской Белоруссии и международного положения БССР в целом). Никаких реальных результатов эти обращения партийного и советского руководства БССР в 1922 году не принесли. Но сам факт их наличия крайне важен. И во многом именно он определил дальнейшее развитие событий.


— Провозглашение 30 декабря 1922 года самого СССР как-то отразилось на национальной деятельности белорусского руководства?

— Более чем. Сразу после образования Советского Союза деятельность руководства БССР по разрешению территориального вопроса заметно активизировалась. Проблема границ была вынесена на рассмотрение VII съезда КП(б)Б и II сессии ЦИК БССР четвертого созыва, которые прошли в марте 1923 года. То есть белорусское руководство продолжало активные попытки собирательства национальных земель. В резолюции VII съезда КП(б)Б отмечалось: «Быстро возродить Советскую Белоруссию можно, лишь включив в территорию Белоруссии родственные ей соседние районы». Тем более что экономического потенциала «усеченной» БССР для ее нормального развития явно не хватало. В том же духе высказывались и делегаты II сессии ЦИК БССР. Они признали административное деление Советской Белоруссии «полностью не соответствующим интересам населения».

Все это дало руководству БССР новые основания для выхода на высший партийный уровень. И в мае 1923 года ЦК РКП(б) рассмотрел вопрос о границах БССР и дал согласие на его дальнейшую разработку. С этого момента начинается активнейшая работа по изучению «пограничного вопроса».

А в докладах белорусского партийного руководства в московский центр появляется новая деталь: кроме политических и экономических факторов, стали выделяться и выразительно подчеркиваться причины этнографического характера — необходимость включения в состав БССР территорий с преобладающим белорусским населением. На Москву из Минска обрушилась лавина соответствующих писем, записок и докладов. В конечном итоге 29 ноября 1923 года Политбюро ЦК РКП(б) постановило присоединить к БССР «родственные ей в бытовых, этнографических и хозяйственно-экономических отношениях» территории: Горецкий и Мстиславский уезды Смоленской губернии, Витебскую губернию целиком и Гомельскую губернию за исключением четырех уездов бывшей Черниговской губернии.

Это была победа белорусского руководства, ставшая важнейшим этапом на пути установления белорусской исторической справедливости. Пусть и не реализованная в полной мере. Как бы то ни было, но инициатором воссоединения белорусских территорий было именно руководство БССР.

Произошедшее 7 марта 1924 года стало результатом целенаправленной и кропотливой борьбы, которую оно вело, и об этом стоит всем помнить. В том числе тем, о ком столь недвусмысленно высказался Глава государства в ходе «Большого разговора с Президентом» — тем, кто создает фальшивые, опереточные сайты и рассуждает на них об искусственности Советской Белоруссии. То, что произошло 95 лет назад, можно назвать актом исторической справедливости. И воссоединения белорусского народа в составе единой своей республики.


История районного масштаба

В марте 1924 года в состав БССР вошли следующие уезды Витебской, Гомельской и Смоленской губерний: Оршанский, Быховский, Витебский, Городокский, Горецкий, Дриссенский, Калининский (Климовичский), Лепельский, Могилевский, Мстиславский, Полоцкий, Рогачевский, Сенненский, Суражский, Чаусский, Чериковский. Территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тыс. кв. км, а население — до 4,2 млн человек.

В ноябре 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о присоединении к БССР Гомельского и Речицкого уездов. В итоге с началом 1927 года территория БССР составляла 125.950 кв. км, население — около 5 млн человек.

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter