Все усилия лесоводов Гомельской области направлены на спасение деловой древесины

Разобраться по‑хозяйски

Ликвидация последствий урагана остается на личном контроле у Президента. Тема обсуждалась на недавнем селекторном совещании у Главы государства, и ряд поручений касался лесной отрасли, серьезно пострадавшей от буйства стихии. Поврежденными оказались 10 — 12 процентов всего годового объема вырубки древесины. Президент поставил задачу Министерству лесного хозяйства привести все в порядок до начала морозов. Готовится распоряжение о предоставлении права губернаторам решать вопросы заготовки и реализации древесины. Посмотрели, как с поставленными задачами справляются в Гомельской области.

Расчистка леса после урагана в Жлобинском лесхозе. Оператор Антон Воевода.

Шквал не выбирал

— На учет поставлено уже свыше 9800 гектаров площадей с поврежденной древесиной. Обследование лесного фонда продолжается. С учетом масштабов последствий это дело не одного дня, — описывает ситуацию главный лесничий Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения Павел Клепча.

Среди наиболее пострадавших — Жлобинский лесхоз. По дороге туда наблюдаем безрадостное зрелище — множество заваленных деревьев, торчащие обломки стволов. В основном сосен. Хотя и других пород немало: осина, береза и даже вековые дубы. Шквалистый ветер не щадил никого. По принципу домино падающие деревья увлекали за собой соседние. При том что картина вдоль трасс — лишь верхушка айсберга последствий.


К их устранению лесники приступили сразу после урагана. В первую очередь расчищали от завалов дороги и подъездные пути. Затем в каждом лесничестве определяли границы и масштабы повреждений, оформляли документы на рубку. Ведь даже в условиях ЧС учета древесины никто не отменял. После чего на лесосеки выходят лесозаготовительные бригады.

Павел Клепча объясняет специфику таких делянок:
— Работать на буреломах в разы сложнее, чем при проведении плановых рубок. Особые требования к обеспечению безопасности, поскольку степень риска также повышается. Опасность таят как хаотично упавшие деревья, так и те, которые надломились и могут свалиться в любой момент. Конечно, и на темпах работ это сказывается.
Одна из производственных проблем — непредсказуемый объем древесины, что повлияет на дальнейшие рубки. Если расчетные лесосеки предусматривали выборку определенной древесины, то в сложившихся обстоятельствах образуется ее переизбыток — нужно делать перерасчеты и многое корректировать. Важнейший момент — рациональное использование древесины. На этот счет также есть четкое указание Президента. Прежде всего обеспечить ею сельское хозяйство — множество молочных ферм и других пострадавших объектов АПК требуют ремонта, не должны столкнуться с дефицитом пиломатериалов и граждане. Остальное должно пойти на переработку. Ведутся переговоры со Светлогорским ЦКК, использующим древесину как основное сырье. Тем более что на производимую комбинатом целлюлозу сейчас хорошие цены и высокий спрос. Собираются заявки и от других промышленных предприятий. А то, что не подлежит переработке, смогут использовать котельные на местных видах твердого топлива.


Задачи будут выполнены

На столе у главного лесничего Жлобинского лесхоза Павла Вертейко карта. Оранжевым маркером на ней отмечены пострадавшие кварталы — их много.

По предварительным подсчетам, в лесхозе повреждено около 1600 гектаров насаждений. Но это лишь площади, подлежащие сплошной санитарной рубке. Без учета мест, которые придется освобождать от древесной захламленности. В общей сложности речь идет примерно о пятилетнем объеме заготовки.


Увиденное во время обхода одного из лесничеств Павел Вертейко описывает с горечью в голосе:
— Сто лет соснам — казалось бы, такая мощь! А их вывернуло с корнем или переломало, как карандаши. В некоторых местах не то что техника — человеку пройти невозможно. Как полоса препятствий для тренировки спецназа. Обойти — ни сил, ни времени не хватит. В обследовании здорово помогает квадрокоптер. И картина, которую он показывает, конечно, печальная.
Вальщик леса Николай Пекурин.

 Но в лесхозе рук никто не опускает. В устранении последствий бури участвуют все работники. В помощь к ним прибыли свыше двух десятков бригад из Минской и Витебской областей. В лесах слышится рев бензопил и работающей спецтехники — харвестеров, форвардеров, сортиментовозов. Чтобы минимизировать простои машин, люди трудятся в двухсменном режиме.

Назвать сроки завершения этого процесса пока сложно. Однако в том, что все поставленные задачи будут выполнены, сомнений нет.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Генеральный директор Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения Юрий Шумский:

— Главная задача, которую перед нами поставил Президент, — спасти деловую древесину. Если пойдут дожди, она начнет портиться. А это ценный ресурс, и мы не должны его потерять. Сконцентрированы все силы.  

Среди долгосрочных задач — увеличение объемов восстановления леса. Потребуется больше посадочного материала. Соответствующие задания будут доведены лесхозам, в каждом из которых имеются питомники.

В настоящее время ликвидацией последствий урагана заняты все работники лесохозяйственных учреждений Гомельской области. Каждый трудится по своему направлению. Радует, что нас не оставили наедине с бедой ни государство, ни коллеги из других регионов — Минской, Брестской, Витебской и Гродненской областей. За что им огромное спасибо. Вместе мы обязательно справимся!


prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter