Скульптор Александр Дранец о городовом и не только

Разговор со скульптором о памятниках, истории и не только

Франциск Скорина вознес напечатанную им Библию на фоне граней Национальной библиотеки, князь Давид, сжимая копье, высится над Давид–Городком... Творчество лауреата Государственной премии Беларуси, члена Общественного совета при МВД скульптора Александра Дранца стало для нашей страны явлением, умножающим ее культурную и туристическую привлекательность. О лаконичности его пластических образов, точности проработки деталей и умении органично вписать скульптуру в окружающее пространство сказано и написано немало. Тем неожиданнее оказалась ситуация вокруг одной из его работ — скульптурной композиции городового, который не так давно занял свой пост на Городском Валу в Минске. Кто–то узрел в бронзовой скульптуре некие политические подтексты. На этом фоне отдельные граждане стали проявлять к скульптуре порой неадекватное отношение...


— Александр Валентинович, попытки переписать историю в угоду политической конъюнктуре сегодня, к сожалению, уже не удивляют. И производятся они, увы, не только извне. Ревизии подвергаются и наше недавнее прошлое, и более отдаленные исторические события. В своей творческой деятельности вы часто сталкиваетесь на практике с подобным?

— Когда работаешь над исторической тематикой, безусловно, возникает целый ряд вопросов. Вообще, над созданием скульптуры, посвященной историческим событиям, практически всегда работает большой коллектив. Это архитекторы, скульпторы, историки, археологи, предприятия. По наиболее значимым проектам решение принимается на уровне руководства страны. Приведу пример с моим участием по воссозданию исторического памятника в Полоцке. В октябре 1812 года под Полоцком состоялось одно из значительных сражений, в память о котором в 1850 году был установлен памятник героям Отечественной войны 1812 года. В 1932 году он был, как и многие другие исторические памятники, к сожалению, разрушен. И уже во времена независимости Беларуси было принято решение этот памятник восстановить, причем на основе старого фундамента. Вместе с коллективом архитекторов из Новополоцка я принимал непосредственное участие в его воссоздании. Вновь восстановленный, он был открыт 21 мая 2010 года. С его появлением продолжились другие важные возрожденческие процессы в Полоцке. Так, в 2019 году решено разработать детальный план исторического центра этого города с проектом регенерации исторической застройки. Нельзя не отметить, что процесс воссоздания, проходивший с участием полоцкого завода «Технолит», новополоцкого предприятия «Мастаксервис» и Минского скульптурного комбината, оказался настолько успешным, что нам было предложено сделать подобные памятники в Малоярославце и Красном. В Малоярославце это вообще позволило полностью восстановить центр исторической застройки.

Памятник Франциску Скорине  у Национальной библиотеки.

— С вашим творчеством знакомы как в Беларуси, так и за ее пределами. Но особенно хорошо его знают минчане. Памятник Скорине возле здания Национальной библиотеки, горельефы на пилонах музея истории Великой Отечественной войны, выполненные в соавторстве, фигура Иоанна Богослова у Свято–Духова кафедрального собора, скульптуры на острове в ботаническом саду и другие проекты... Но под особым вниманием оказалась скульптурная композиция городового, «занявшего пост» близ здания музея МВД. Предполагаю, этим проектом ваше творческое сотрудничество с Министерством внутренних дел не исчерпывается?

— Творческое сотрудничество с МВД у меня началось еще с 2000 года. Именно тогда был объявлен конкурс на создание в Минске памятника погибшим сотрудникам Министерства внутренних дел и внутренних войск, в котором участвовало около 20 творческих коллективов. В итоге выбрали нашу работу, которая размещена ныне на набережной Свислочи и, как мне кажется, благодаря грамотному архитектурному решению органично вписалась в градостроительную среду. Кстати, скульптурные композиции и других авторов установлены практически в каждом областном центре Беларуси.

Скульптура «Минский городовой».

Кроме того, в ходе подготовки к юбилею МВД (100–летие белорусской милиции отмечалось 4 марта 2017 года. — Прим. ред.) были приведены в порядок места воинских захоронений. В частности, серьезная реконструкция коснулась памятника батальону милиции капитана Владимирова, погибшему при обороне Могилева в годы Великой Отечественной войны. Работа в этом направлении ведется и сейчас.

При реставрации здания Министерства внутренних дел в Минске было взято направление соответствия исторической идентификации этого комплекса и приведения его фасада к первоначальному, дореволюционному виду. Во время работ на центральном фасаде обнаружили разрушенную скульптуру. И тогда руководство МВД поддержало идею восстановить скульптуру в первоначальном виде, в этом процессе мне с архитекторами и скульптором также довелось участвовать.

Аллегория воды — одна из трех скульптур  на острове в ботаническом саду.

— Наша газета про эту историю немало писала в свое время. Спору нет, скульптура древней богини плодородия Деметры на этом здании 1915 года, до революции арендованном земледельческим обществом взаимного страхования, сегодня смотрится очень органично.

— Но кульминацией подготовки к 100–летию белорусской милиции стала обновленная экспозиция Музея истории МВД.

— Кстати, почему выбрали проект Минского художественного комбината?

— Потому что в нем очень интересно и необычно раскрыта и показана экспозиция, впоследствии выполненная на высоком профессиональном уровне. А учитывая, что сам музей находится в глубине улицы Городской Вал между зданиями и прохожим его заметить непросто, решили часть экспозиции музея — скульптуру городового — вынести за пределы музея, непосредственно в городскую среду. Для реализации этой части проекта был проведен конкурс, определивший авторский коллектив. Идея, на мой взгляд, логичная — ведь городовые несли службу именно на улицах городов, в том числе и Минска. Эта скульптура одновременно и экспонат музея, приглашающий посетителей увидеть экспозицию, которая начинается со времен ВКЛ и его правовых документов. Подобный прием с пластическим акцентом использован в музее истории Великой Отечественной войны, духовном образовательном центре со скульптурой Иоанна Богослова и других музеях. Это сложившаяся мировая традиция и практика.

Памятник погибшим сотрудникам МВД  и внутренних войск  в Минске.

Если скульптура притягивает внимание людей, если у них возникает желание взаимодействовать с ней — считаю, что это нормально и допустимо. Главное, чтобы это происходило в рамках приличия, уважения и самоуважения. То есть вопрос заключается в личной культуре человека, в его воспитании. Думаю, многие знают и любят скульптуру «Мальчик с лебедем» в Центральном сквере Минска. Созданная еще в 1874 году, она пережила войну, бомбежки. А в 1980–х годах была разрушена пьяными вандалами, которые решили поразвлечься таким образом. Реставрировать ее не удалось, пришлось лепить все по–новому. Тот вариант, который мы видим сегодня, это уже другая скульптура, копия прежней. К огромному сожалению, таких примеров у нас немало.

И еще, Максим, позвольте в рамках нашей беседы ответить на вопрос, который мне задавали ваши коллеги–корреспонденты. Сколько на скульптуру городового потрачено бюджетных денег? Скульптура была мною подарена музею истории милиции, а отливка в бронзе выполнена за счет средств, собранных личным составом МВД. Тем более становится понятно, что когда по отношению к ней предпринимаются неадекватные действия, они воспринимаются и руководством МВД, и рядовыми сотрудниками как личное оскорбление, как пощечина им самим. По–доброму взаимодействовать со скульптурой — фотографироваться, обниматься, — думаю, это можно только приветствовать. Ведь любой пластический объект взаимодействует с окружающей средой и людьми. А вот форма этого взаимодействия уже зависит от внутренней культуры человека.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter