— Александр Валентинович, попытки переписать историю в угоду политической конъюнктуре сегодня, к сожалению, уже не удивляют. И производятся они, увы, не только извне. Ревизии подвергаются и наше недавнее прошлое, и более отдаленные исторические события. В своей творческой деятельности вы часто сталкиваетесь на практике с подобным?
— Когда работаешь над исторической тематикой, безусловно, возникает целый ряд вопросов. Вообще, над созданием скульптуры, посвященной историческим событиям, практически всегда работает большой коллектив. Это архитекторы, скульпторы, историки, археологи, предприятия. По наиболее значимым проектам решение принимается на уровне руководства страны. Приведу пример с моим участием по воссозданию исторического памятника в Полоцке. В октябре 1812 года под Полоцком состоялось одно из значительных сражений, в память о котором в 1850 году был установлен памятник героям Отечественной войны 1812 года. В 1932 году он был, как и многие другие исторические памятники, к сожалению, разрушен. И уже во времена независимости Беларуси было принято решение этот памятник восстановить, причем на основе старого фундамента. Вместе с коллективом архитекторов из Новополоцка я принимал непосредственное участие в его воссоздании. Вновь восстановленный, он был открыт 21 мая 2010 года. С его появлением продолжились другие важные возрожденческие процессы в Полоцке. Так, в 2019 году решено разработать детальный план исторического центра этого города с проектом регенерации исторической застройки. Нельзя не отметить, что процесс воссоздания, проходивший с участием полоцкого завода «Технолит», новополоцкого предприятия «Мастаксервис» и Минского скульптурного комбината, оказался настолько успешным, что нам было предложено сделать подобные памятники в Малоярославце и Красном. В Малоярославце это вообще позволило полностью восстановить центр исторической застройки.
Памятник Франциску Скорине у Национальной библиотеки.
— Творческое сотрудничество с МВД у меня началось еще с 2000 года. Именно тогда был объявлен конкурс на создание в Минске памятника погибшим сотрудникам Министерства внутренних дел и внутренних войск, в котором участвовало около 20 творческих коллективов. В итоге выбрали нашу работу, которая размещена ныне на набережной Свислочи и, как мне кажется, благодаря грамотному архитектурному решению органично вписалась в градостроительную среду. Кстати, скульптурные композиции и других авторов установлены практически в каждом областном центре Беларуси.
Скульптура «Минский городовой».
Кроме того, в ходе подготовки к юбилею МВД (100–летие белорусской милиции отмечалось 4 марта 2017 года. — Прим. ред.) были приведены в порядок места воинских захоронений. В частности, серьезная реконструкция коснулась памятника батальону милиции капитана Владимирова, погибшему при обороне Могилева в годы Великой Отечественной войны. Работа в этом направлении ведется и сейчас.
При реставрации здания Министерства внутренних дел в Минске было взято направление соответствия исторической идентификации этого комплекса и приведения его фасада к первоначальному, дореволюционному виду. Во время работ на центральном фасаде обнаружили разрушенную скульптуру. И тогда руководство МВД поддержало идею восстановить скульптуру в первоначальном виде, в этом процессе мне с архитекторами и скульптором также довелось участвовать.
Аллегория воды — одна из трех скульптур на острове в ботаническом саду.
— Но кульминацией подготовки к 100–летию белорусской милиции стала обновленная экспозиция Музея истории МВД.
— Кстати, почему выбрали проект Минского художественного комбината?
— Потому что в нем очень интересно и необычно раскрыта и показана экспозиция, впоследствии выполненная на высоком профессиональном уровне. А учитывая, что сам музей находится в глубине улицы Городской Вал между зданиями и прохожим его заметить непросто, решили часть экспозиции музея — скульптуру городового — вынести за пределы музея, непосредственно в городскую среду. Для реализации этой части проекта был проведен конкурс, определивший авторский коллектив. Идея, на мой взгляд, логичная — ведь городовые несли службу именно на улицах городов, в том числе и Минска. Эта скульптура одновременно и экспонат музея, приглашающий посетителей увидеть экспозицию, которая начинается со времен ВКЛ и его правовых документов. Подобный прием с пластическим акцентом использован в музее истории Великой Отечественной войны, духовном образовательном центре со скульптурой Иоанна Богослова и других музеях. Это сложившаяся мировая традиция и практика.
Памятник погибшим сотрудникам МВД и внутренних войск в Минске.
И еще, Максим, позвольте в рамках нашей беседы ответить на вопрос, который мне задавали ваши коллеги–корреспонденты. Сколько на скульптуру городового потрачено бюджетных денег? Скульптура была мною подарена музею истории милиции, а отливка в бронзе выполнена за счет средств, собранных личным составом МВД. Тем более становится понятно, что когда по отношению к ней предпринимаются неадекватные действия, они воспринимаются и руководством МВД, и рядовыми сотрудниками как личное оскорбление, как пощечина им самим. По–доброму взаимодействовать со скульптурой — фотографироваться, обниматься, — думаю, это можно только приветствовать. Ведь любой пластический объект взаимодействует с окружающей средой и людьми. А вот форма этого взаимодействия уже зависит от внутренней культуры человека.