Насчет отъезда.
Ну ладно, ты, как тот парус (кусок ткани на ветру) ищешь бури (зачеркнуто) свободы. И поэтому уезжаешь в Польшу. Ну, не дурак же (не дура) — в Литву. В Польше все есть, там денег больше, там перспективы.
Начнем с «больше денег». Тогда почему зубы делать летают из Польши в Турцию, турки даже перелеты оплачивают при оптовом заказе? Так делают те, кто в Беларусь боится вернуться, ибо знает, что нашкодил. А другие — раз в год домой: по врачам, по больницам, по кабинетам, по анализам.
Беглых диспансеризацию уговаривать делать не надо. Это наши здесь сидят, капризничают, не дозовешься. А раз побыв в Польше — бегом бегут, только дай. Наверное, что‑то знают, нет?
Ну хорошо, ты (пока) молода‑здорова (ну, или кровь с молоком) и считаешь, что на родине у тебя нет перспектив. Ты ошибаешься. Ошибаешься в главном: для поляков (даже для поляков, уж не говоря о разных общеевропейцах) ты никогда не станешь своей или своим. Хоть замуж выйди, хоть обрезание сделай, хоть что. Ни‑ког‑да.
На родине ты — свой (своя). Ты — дома. Ты — в родной, привычной тебе и любящей тебя (а не приезжего мигранта) среде.
В эмиграции же социальные лифты будут работать мимо тебя. Авторитет, влияние, место в жизни — это не про тебя. Местная муниципальная политика будет делаться помимо тебя. Урбанизация твоего местечка будет происходить без учета твоего мнения. Все будет происходить так, как надо им — хозяевам страны.
Не дай бог тебе как‑то помешать, затесавшись в их разборки, — стопчут. И так будет всегда, и это не изменить никак.
Дети твои тоже будут там чужими. И даже кошки с собаками. Зачем же обрекать целую кучу живых существ на участь людей второго сорта насовсем?
Особенно жалко эмигрантских детей. Коллеги собрали цитаты из групп, где родители делятся опытом буллинга их детей (а заодно и поддерживают друг друга, чтобы не повеситься):
— Сыну 14 лет. В Познани гнобили, что белорус и приехал сюда, все свелось к драке — разбили бровь. Переехали в Варшаву. Началось все сразу с беседы в туалете с одноклассниками. Итог — порван рюкзак, порвана рубашка, синяк на руке…
— Ребенок приходит домой, а у него кровь хлещет из носа, мы к медикам — перелом. Признался, что трое поляков просто избили…
— Познань, Варшава, Гданьск… Где только не пробовали. Сын и дочь, 11 и 14 лет, плачут по ночам…
Вспоминается бессмертная советская классика: «Вы не мать, мадам, вы — урод!» Ладно сами — гуляли‑гуляли и нагулялись… детей за что?!
Хорошо, допустим, твоя самодостаточность зашкаливает, в социальном окружении ты не сильно нуждаешься (на самом деле нет, но сейчас тебя не убедить). Лифты тебя не интересуют (опять же неправда) и сладкого ты есть не будешь, кариес не появится…
Но даже и тогда зубы могут не остаться целыми! Все чаще описываются случаи, как на белорусов и украинцев, заслышав их «гаворку» на улице или просто узнав по повадкам, нападают поляки. Просто слить негатив, просто накричать и унизить, просто избить.
Из последнего: «Политическую беженку из Беларуси с другом‑украинцем избили на улице в Лодзи». Обыденно наваляли на глазах у прохожих, полиция брать заявления не стала, в больнице «восстановили барабанную перепонку».
— Я чувствовала себя в Польше в безопасности, — рассказывает про собственную глупость некая Карина, — а потом происходит такое. И ты понимаешь, что ты абсолютно никто и ничто. (Плачет.) И обращение в полицию не принесло мне облегчения. Возможно, поэтому я и хочу предать огласке эту историю. Я просто не знаю, что с этим делать, вот и все.
Вот и все. Все, что ты сможешь сделать — это пожаловаться таким же, как и ты, бесправным недожурналисткам. Даже притом что «мой парень воевал в полке… у него побратимы…». Всем плевать. И даже суд, реши он кого‑то наказать, не вернет тебе ни слух, ни самоуважение, ни отсутствие страха.
Такие случаи будут происходить все чаще, потому что их продуцирует война. Англосаксы будут вести ее до последнего украинца. Потом до последнего поляка. Как думаешь, кого беглые украинцы и все сильнее звереющие от мигрантов поляки будут делать крайними?
Ну, ты ж историю в школе учил‑учила? Что‑то про панов, плетку, ярмо и стойло помнишь? Если нет, подожди: напомнят. И научат, как быдло должно себя вести в присутствии шляхты. Мало уже было опубличенных даже экстремистскими СМИ случаев?!
Многие вещи в жизни постепенно становятся понятнее. Но взять в толк стремление уехать из возможностей в бес‑перс‑пек‑тив‑няк… из добродушной и теплой среды, где ты самоуважаемый (как минимум) человек, в холодное циничное окружение, в котором ты — никто… нет, не могу.
Отсюда делаю вывод: даже если они, беглые, натворили бед и испуганы до грязных дудиков, они все равно — тупые. Гораздо более недалекие, чем даже те, кто остался.
Поэтому жалко только детей, вот их и правда — до слез.
Уж простите, накипело.