Разделенный рай

Кате понравилось платье. Невероятное. Дорогущее. Она уговорила Ленку купить платье на двоих. Мой приятель, человек семи пядей во лбу, сказал, что Катя и Лена уже живут в будущем, потому что, несмотря на кажущуюся легкомысленность, освоили систему шеринга, которая в скором времени полностью изменит мироустройство. Я истории про будущее да измененное бытие просто обожаю, любой футуролог может завоевать меня в три рассказа. Шучу.

Был в моей биографии забавный факт, веха. Во время летних каникул я проходила практику в Московском театре Луны. Москва — город, не терпящий пустых кошельков, пришлось устроиться на подработку.

Я же только по вечерам могла, да и то не каждый день. Вот какая с таким графиком работа в Москве для 20-летней девушки может подвернуться? Да еще чтоб и денежная. И я ее нашла! Я продавала таймшер. Вообще, сразу раздену это слово, которое станет сегодня основным предметом разговора — share (англ. “делить”). Это когда, как в студенческие годы, заказываете в столовой одно второе и восемь вилок. Или как дядя Витя (бабушкин сосед в деревне) купил с Валериком (другим соседом) на двоих бензопилу, пила потом крякнула, Валерик дал Вите в нос за то, что тот подсунул ему уже нерабочую. А Витя утверждал, что в момент, когда Валерик забирал пилу, она вполне была дееспособна.

Ну, короче, это шеринг. И я продавала таймшер в красивом офисе с кофе и пирожными. Агенты, стоящие возле метро, выдавали гражданам приглашения на презентацию под предлогом, что они там получат подарок. Люди приходили и под громкие аплодисменты знакомились с Джоном или Майклом, холеным директором нашего офиса, который рассказывал, что больше нет необходимости покупать апартаменты в Испании (мы продавали квартиры на Коста-дель-Соль), потому что одна умная американка придумала разделить право владения имуществом на 52 части — и можно купить квартиру на неделю в год (две-три-четыре), а после по специальной схеме даже обменять ее на апартаменты в Австралии (например). Если вы сейчас думаете, что в этом была хоть капля обмана, то заблуждаетесь. Уже много лет спустя я видела и отели системы таймшер, и их обладателей, которые в январе грелись под солнцем Тенерифе. Другое дело, что сегодня вообще нет необходимости вкладываться в имущество, ведь можно просто арендовать любую комнату или даже виллу, а потом оставить и забыть. Потому что жизнь большая, хочется увидеть многое и совсем при этом неохота обременять себя заботой о движимом и недвижимом.

Об этом сегодня говорят во всем мире — шеринг меняет экономику. Поколение 20—30-летних вообще не хочет владеть капиталами. Восемь лет назад, накануне празднования пятилетия “Варгейминга”, меня пригласил в офис Виктор Кислый.

— Наше все здесь, — он указал на голову.

И я подумала, что это то, к чему теперь будет стремиться каждый.

Представьте себе такую инфраструктуру, которая позволяет выйти из дому, взять автомобиль (в зависимости от сегодняшней потребности это может быть минивэн, кабриолет или джип) и отправиться на выходные в красивый дом на озере, а может быть, в удивительный пентхаус с видом на Триумфальную арку. Будь вы капиталистом или олигархом, наверняка и автомобиль, и кабриолет, и пентхаус с домом числились бы как личное имущество. И вы платили бы за его обслуживание, проходили ТО, меняли масло и оплачивали “коммуналку”. Но вы просто хороший парень, а потому не желаете обременять себя лишними заботами — на них уходит часть времени вашей бесценной жизни. И не нужно обременять! Об этом будут заботиться другие, владельцы компании проката автомобилей и хозяева агентства, владеющего всеми этими домами и квартирами. Все ваше при вас. И главное — при вас остается время.

Представьте, что вы приходите в ресторан, который является частью гигантского фудкорта. Это одна кухня, оборудованная по последнему слову техники, на которой творят повара разных заведений, расположенных по периметру (или вдоль и поперек, если хотите). Рестораторам больше не нужно заботиться об обслуживании печей и мыть сковородки, они думают лишь об уникальности меню — это творчество. Повара творят, творит команда, а техническую часть берут на себя владельцы оборудования.

Или же вы просыпаетесь утром и, спускаясь на кухню, готовите кофе и завтрак в компании соседей. Это похоже на жизнь в общежитии, но совсем на ином уровне. Представьте, что в вашем подъезде живет всего три семьи и вы просто пользуетесь вогом, тепаном и духовым шкафом самого высокого класса. Не случится ли так, как сталось с дядей Витей и Валериком? Но ведь за этим будет следить компания, владеющая вашей кухней. А то у меня уже вторая неделя как сломалась кофемашина и нет времени отвезти ее в ремонт, потому я убедила себя и домашних, что чай гораздо полезнее. А так просто оставила бы заявку и люди все организовали.

Жизнь без имущества — прекрасна! Особенно когда у тебя все есть.

И не нужно думать, как продать старый автомобиль и заботиться о визите сантехника.

Мы в этом мире гости! Лучшее, что можно выдумать, — это спроецировать  гостевую систему на всю жизнь, но с мудростью и умом, конечно.

Вот мой приятель утверждает, что мир к этому идет-идет и придет.

А другой говорит, что и на институт семьи это должно повлиять.

А я говорю:

— Было! Мы уже жили в первобытно-общинном строе. И поскольку все по спирали развивается, то, видимо, пришла пора вернуться к истокам и, запулив систему общины на новый уровень, назвать все это... шеринговым коммунизмом?! Золотым веком человечества? Утопией?

От всего того, что мне обещали к 1980 году, “разделенный рай” отличается тем, что будет построен не на идее, а на удобстве осуществления жизненных потребностей человека. А это довольно прочный фундамент. Тотального равенства быть не может и не будет, но в большинстве своем люди проживают довольно схожие схемы. Так что, да. Думаю, это время не за горами.

Пойду, пообещаю детям.

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter